одним из представителей национальной интеллигенции Ц. Жамцарано. Суть их заключалась в следующем: объединение Монголии с Внутренней Монголией, Бурятией, Калмыкией, с монголами Синьцзяна и Тувы позволит восстановить исторический регион проживания монголов и превратить новую страну в действительно самостоятельное, суверенное государство, независимое от влияния Японии, Китая и России. Причем, это государство должно придерживаться нейтралитета, по типу Швейцарии.9 Попытками на деле реализовать идею создания общемонгольского государства были две конференции, одна из которых состоялась в феврале 1919 года в Чите. Съезд (конференция) проходил под председательством Нейсе-гэгэна (князя) Внутренней Монголии Нй-чи-Тойна Менду Баира, открывшего заседание краткой речью, в которой он указал на то, что во времена Чингис-хана все монгольские племена представляли одно целое, а затем, с ослаблением монголов, часть их подпала под власть Китая, часть под власть России. Дальше князь отметил, что в настоящее время представляется удобный момент для нового объединения всех монгольских племен в одно государство.10 Конференция постановила образовать "Велико-Монгольское государство", в состав которого должны были войти на правах федерации Внутренняя и Внешняя Монголия, Барга и земли забайкальских бурят. Было избрано "временное правительство", получившее название "даурского", поскольку его временной резиденцией была станция Даурия в Забайкалье. В конференции приняли участие 16 человек, в качестве гостей присутствовали атаман Семенов и майор японской армии Суцзуки. Отсутствие сведений о каких-либо практических действиях сторонников этой идеи по ее реализации, а также ход дальнейших событий, дает основание предполагать, что она не нашла в тот момент благодатной почвы для своего практического воплощения. В исторической литературе Бурятии сложилось ошибочное мнение о том, что движение так называемого "панмонголизма", т.е. сторонников идеи создания общемонгольского государства, было инспирировано Японией и прямое отношение к ней имел атаман Семенов. На самом деле, как было сказано выше, эта идея зародилась гораздо раньше, в ходе национального движения бурятского народа начала XX века, а у истоков ее стояли представители радикальной бурятской интеллигенции Ц. Жамцарано, а затем Э.-Д. Ринчино.11 Вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что идеи "панмонголизма" импонировали военным кругам Японии, которые преследовали свои цели завладеть Забайкальем и Дальним Востоком. В борьбе с большевиками, ’ Неизвестные страницы истории Бурятии (из архива КГБ) Улан-Удэ, 1991. С.35. Неизвестные страницы истории Бурятии (из архива КГБ) Улан-Удэ, 1991. С.35. Козьмин H.H. 1905 год и буряты. Иркутск, 1926. С.5. 288 |
189 развитием экономики в начале XX века родовая бурятская община все более теряла свой родоплеменной характер, постепенно превращаясь в территориальную общность административную единицу. С распадом родовой общины, при “чересполосице” русских и бурятских земель и крайне низкой плотности населения, наметилась тенденция к растворению бурят как этноса, что особенно было заметно в Иркутской губернии. В этих условиях лидеры национального движения, возглавлявшие к тому времени Бурнацком, встали перед выбором путей дальнейшего развития автономии: строить ли ее в рамках Российской государственности и в зависимости от нее, при доминировании иноязычного большинства с его культурой, или пытаться создать единую общемонгольскую государственность в объединении с родственными монголоязычными народами. Неопределенность будущего бурятского народа и его автономии в рамках Российского государства, раздираемого в тот период классовой борьбой и гражданской войной, склонила чашу весов в пользу заманчивой идеи обретения собственной государственности путем объединения монголоязычных народов. Так окончательно оформились взгляды, которые были изложены одним из представителей национальной интеллигенции Ц.Жамцарано, и суть их заключалась в следующем: объединение Монголии с Внутренней Монголией, Бурятией, Калмыкией, с монголами Синьцзяна и Тувы позволит восстановить исторический регион проживания монголов и превратить новую страну в действительно самостоятельное, суверенное государство, независимое от влияния Японии, Китая и России. Причем, это государство должно придерживаться нейтралитета по типу Швейцарии1. Попытками на деле реализовать идею создания общемонгольского государства были две конференции, одна из которых состоялась в феврале 1919 года в Чите. Съезд (конференция) проходил под председательством Нейсе-гэгэна (князя) Внутренней Монголии Ничи-Тойна Мснду Баира, 1 Правда Бурятии. 5 августа 1992. 190 открывшего заседание краткой речью, в которой он указал на то, что во времена Чингис-хана все монгольские племена представляли одно целое, а затем, с ослаблением монголов, часть их подпала иод власть Китая, часть под власть России. Дальше князь отметил, что в настоящее время представляется удобный момент для нового объединения всех монгольских племен в одно государство1. Конференция постановила образовать “ВеликоМонгольское государство”, в состав которого должны были войти на правах федерации Внутренняя и Внешняя Монголия, Барга и земли забайкальских бурят. Было избрано “временное правительство”, получившее название “даурского”, поскольку его временной резиденцией была станция Даурия в Забайкалье. В конференции приняли участие 16 человек, в качестве гостей присутствовали атаман Семенов и майор японской армии Суцзуки. Отсутствие сведений о каких-либо практических действиях сторонников этой идеи по ее реализации, а также ход дальнейших событий, дает основание предполагать, что она не нашла в тот момент благодатной почвы для своего практического воплощения. В исторической литературе Бурятии сложилось ошибочное мнение о том, что движение так называемого “панмонголизма”, т.е. сторонников идеи создания общемонгольского государства, было инспирировано Японией и прямое отношение к ней имел атаман Семенов. На самом деле, как было сказано выше, эта идея зародилась гораздо раньше, в ходе национального движения бурятского народа начала XX века, а у истоков се стояли представители радикальной бурятской интеллигенции Ц.Жамцарано, а затем Э.-Д.Ринчино1 2. Вместе с тем, нельзя отрицать тот факт, что идеи “панмонголизма” импонировали военным кругам Японии, которые преследовали свои цели завладеть Забайкальем и Дальним Востоком,и в борьбе с большевиками, для достижения этих целей, они поддерживали любые сепаратистские 1 Неизвестные страницы истории Бурятии (из архивов КГБ). Улан-Удэ, 1991. С.35. 2 Козьмин Н.Н. 1905 год и буряты. Иркутск, 1926. С.5. |