Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 291]

Семенова, оставшихся без японской поддержки, и освобождения Читы в октябре 1920 года, разрозненные дальневосточные области были объединены в единую республику ДВР.
С образованием
буферной Дальневосточной республики, буряты оказались разделенными: 4 аймака с бурятским населением Иркутской губернии вошли в состав РСФСР, а 4 бурятских аймака Восточного Забайкалья в ДВР.
С этого времени начался период становления бурятских автономий в двух государственных образованиях.

После образования ДВР бурятское население получило возможность открыто поставить на обсуждение вопросы национального самоуправления.
16 марта 1920 года в Верхнеудинске состоялось совещание представителей бурят освобожденных аймаков Восточного Забайкалья, на котором был создан временный народно-революционный комитет для руководства национально-освободительным движением бурят Забайкалья, организации местных революционных органов управления (ревкомов) в аймачных и хошунных центрах и созыва съезда представителей бурят.
Лидеры национального движения активно использовали встречи с бурятским населением на разных уровнях и совещания для последовательной пропаганды идей автономии.
С 23 мая по 3 июня 1920 года в Верхнеудинске проходил съезд представителей бурят Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков, на котором был создан Бурят-Монгольский народнореволюционный комитет (Бурнарревком) как руководящий национальный орган.
В резолюции, принятой этим съездом, излагалась концепция национального строительства и направления дальнейшей работы.
Съезд высказался за необходимость сохранения аймаков и хошунов как национальных административно-территориальных единиц.
В резолюции съезда по аймачному вопросу
давалась характеристика: социальноклассового состава бурятского общества и категорически отрицалось наличие классовой борьбы внутри него: "...социальный состав бурятмонгольского народа характеризуется колоссальным преобладанием среднетрудового и беднейших элементов и почти полным отсутствием класса эксплуататоров, класса национальной буржуазии...
При таком положении вещей, разумеется, не может быть и речи о классовой борьбе и классовой дифференциации бурят-монгольского
народа".15 В постановлении съезда подчеркивалась готовность бурятского народа отстаивать свои национальные чаяния и завоевания в области самоуправления, школьного дела и суда: "Для нас, бурят-монголов 15 Шулунов Н.Д.
Становление советской национальной государственности в Бурятии (1919 1923 гг.).
Улан-Удэ, 1972.
С.264.
291
[стр. 193]

192 октябре 1920 года, разрозненные дальневосточные области были объединены в единую республику ДВР.
С образованием
Дальневосточной республики буряты оказались разделенными: 4 аймака с бурятским населением Иркутской губернии вошли в состав РСФСР, а 4 бурятских аймака Восточного Забайкалья в ДВР.
С этого времени начался период становления бурятских автономий в двух государственных образованиях.

Бурятское население после образования ДВР получило возможность открыто поставить на обсуждение вопросы национального самоуправления.
16 марта 1920 года в Верхнеудинске состоялось совещание представителей бурят освобожденных аймаков Восточного Забайкалья, на котором был создан временный народно-революционный комитет для руководства национально-освободительным движением бурят Забайкалья, организации местных революционных органов управления (ревкомов) в аймачных и хошунных центрах и созыва съезда представителей бурят.
Лидеры национального движения активно использовали встречи с бурятским населением на разных уровнях и совещания для последовательной пропаганды идей автономии.
С 23 мая по 3 июня 1920 года в Верхнеудинске проходил съезд представителей бурят Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков, на котором был создан Бурят-Монгольский народно-революционный комитет (Бурнарревком) как руководящий национальный орган.
В резолюции, принятой этим съездом, излагалась концепция национального строительства и направления дальнейшей работы.
Съезд высказался за необходимость сохранения аймаков и хошунов как национальных административно-территориальных единиц.
В резолюции съезда по аймачному вопросу
была дана характеристика социально-классового состава бурятского общества, в которой категорически отрицалось наличие классовой борьбы внутри него: “...
социальный состав бурят-монгольского народа характеризуется колоссальным преобладанием среднетрудового и


[стр.,194]

193 беднейших элементов и почти полным отсутствием класса эксплуататоров, класса национальной буржуазии...
При таком положении вещей, разумеется, не может быть и речи о классовой борьбе и классовой дифференциации бурят-монгольского
народа”1.
В постановлении съезда подчеркивалась готовность бурятского народа отстаивать свои национальные чаяния и завоевания в области самоуправления, школьного дела и суда:
“Для нас, бурят-монголов Восточной Сибири, сохранение и укрепление ныне существующих национальных организаций настолько дороги и ценны, что без них нс мыслимо дальнейшее бытие и свободное наше существование, а потому за них мы будем всеми мерами бороться и бороться в полном сознании своей правоты и окрыленные силой этой правоты”1 2.
Съезд высказался за желательность объединения восточных (забайкальских) и западных (иркутских) бурят в одну автономную единицу.
Стремясь к той же цели (объединению западных и восточных бурят), Бурнарревком, в свою очередь, принял решение ходатайствовать перед СИ К РСФСР о присоединении к ДВР не только Забайкальской области, но и Иркутской губернии.
После Учредительного съезда деятельность лидеров национального движения заметно активизировалась.
Наряду с Бурнарревкомом, на местах были созданы народно-революционные комитеты, которые занялись вопросами сбора в бурятских аймаках продовольствия для населения и армии, поставкой подвод на военные нужды, мобилизацией людей и организацией охраны общественной безопасности.
С освобождением всей территории Забайкалья, правительство ДВР, а вслед за ним и Бурнарревком были переведены из Верхнеудинска в Читу.
К этому времени существовавшая в Чите при атамане Семенове Бурнардума объявила о своем роспуске.
1 Шулунов Н.Д.
Становление совестной национальной государственности в Бурятии (1919 1923 годы).
Улан-Удэ, 1972.
С.264.
2 Там же.
С.264.

[Back]