Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 292]

Восточной Сибири, сохранение и укрепление ныне существующих национальных организаций настолько дороги и ценны, что без них не мыслимо дальнейшее бытие и свободное наше существование, а потому за них мы будем всеми мерами бороться и бороться в полном сознании своей правоты и окрыленные силой этой правоты".
Съезд высказался за желательность объединения восточных (забайкальских) и западных (иркутских) бурят в одну автономную единицу,
что объективно не было возможным из-за разделенности бурятской территории между РСФСР и ДВР.
Стремясь к той же цели (объединению западных и восточных бурят), Бурнарревком, в свою очередь, принял решение ходатайствовать перед
СНК РСФСР о присоединении к ДВР не только Забайкальской области, но и Иркутской губернии.
После Учредительного съезда деятельность лидеров национального движения заметно активизировалась.
Наряду с Бурнарревкомом, на местах были созданы народно-революционные комитеты, которые занялись вопросами сбора в бурятских аймаках продовольствия для населения и армии, поставкой подвод на военные нужды, мобилизацией людей и организацией охраны общественной безопасности.
С освобождением всей территории Забайкалья, правительство ДВР, а вслед за ним и Бурнарревком, были переведены из Верхнеудинска в Читу.
К этому времени существовавшая в Чите при атамане Семенове Бурнардума объявила о своем роспуске.

Лидеры Бурнарревкома, после образования ДВР, все более настойчиво ставили перед правительством республики вопросы национального самоопределения, бурятского народа.
Они требовали немедленного признания аймаков уездными организациями, а Бурятского нарревкома центральным органом бурят Дальнего Востока.16 Позиция правительства ДВР и Дальбюро ЦК РКП(б) в отношении созданных и функционировавших органов национального самоуправления, а также требований Бурнарревкома о предоставлении автономии целиком зависела от указаний и директив Центра.
Такой директивой и стало принятое 14 октября 1920 года Политбюро ЦК РКП(б) постановление
задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами".
7 В исторической литературе Бурятии утвердилась однозначно положительная оценка значения этого постановления как документа, предопределившего судьбу бурятских автономий, а затем национальной государственности.
Однако нельзя дать объективной оценки событиям, которые повлекло за собой принятие этого документа, не разобравшись в 16 НАРБ Ф.287.
Д22.
Л.66-68.
17 РГАСПИ.
Ф.
17.
Оп.З.
Д.
15242.
Л.2.
292
[стр. 194]

193 беднейших элементов и почти полным отсутствием класса эксплуататоров, класса национальной буржуазии...
При таком положении вещей, разумеется, не может быть и речи о классовой борьбе и классовой дифференциации бурят-монгольского народа”1.
В постановлении съезда подчеркивалась готовность бурятского народа отстаивать свои национальные чаяния и завоевания в области самоуправления, школьного дела и суда: “Для нас, бурят-монголов Восточной Сибири, сохранение и укрепление ныне существующих национальных организаций настолько дороги и ценны, что без них нс мыслимо дальнейшее бытие и свободное наше существование, а потому за них мы будем всеми мерами бороться и бороться в полном сознании своей правоты и окрыленные силой этой правоты”1 2.
Съезд высказался за желательность объединения восточных (забайкальских) и западных (иркутских) бурят в одну автономную единицу.

Стремясь к той же цели (объединению западных и восточных бурят), Бурнарревком, в свою очередь, принял решение ходатайствовать перед
СИ К РСФСР о присоединении к ДВР не только Забайкальской области, но и Иркутской губернии.
После Учредительного съезда деятельность лидеров национального движения заметно активизировалась.
Наряду с Бурнарревкомом, на местах были созданы народно-революционные комитеты, которые занялись вопросами сбора в бурятских аймаках продовольствия для населения и армии, поставкой подвод на военные нужды, мобилизацией людей и организацией охраны общественной безопасности.
С освобождением всей территории Забайкалья, правительство ДВР, а вслед за ним и Бурнарревком были переведены из Верхнеудинска в Читу.
К этому времени существовавшая в Чите при атамане Семенове Бурнардума объявила о своем роспуске.

1 Шулунов Н.Д.
Становление совестной национальной государственности в Бурятии (1919 1923 годы).
Улан-Удэ, 1972.
С.264.
2 Там же.
С.264.


[стр.,195]

194 Лидеры Бурнарревкома после образования ДВР все более настойчиво ставили перед правительством республики вопросы национального самоопределения бурятского народа.
Они требовали немедленного признания аймаков уездными организациями, а Бурятского нарревкома центральным органом бурят Дальнего Востока1.
Позиция правительства ДВР и Дальбюро ЦК РКП(б) в отношении созданных и функционировавших органов национального самоуправления, а также требований Бурнарревкома о предоставлении автономии целиком зависела от указаний и директив Центра.
Такой директивой и стало принятое 14 октября 1920 года Политбюро ЦК РКП(б) постановление
“О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами”1 2.
Переориентация на Восток и осуществление здесь на практике идеи мировой революции привели к определенным осложнениям в 1920 году в национальной политике РКП(б).
Понимание необходимости изменения тактики и поиска компромиссов в национальном вопросе явилось одной из причин появления постановления Политбюро от 14 октября 1920 года.
Но были и другие причины принятия этого документа, в частности пунктов 3 и 4 об автономии бурят-монголов.
Забайкалье бывшая национальная окраина как пограничная область имела, в свое время, для внешней политики Российской империи стратегическое значение.
Это значение еще более возросло к 1920 году в связи с переориентацией развития мировой революции на Восток.
Таким компромиссом и стало принятие постановления ЦК РКП(б) “О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами”.
Согласно этому постановлению, признавалась необходимость предоставления прав автономии только бурят-монголам Забайкалья.
Будущей автономии на границах Монголии и Китая и отводилась роль плацдарма для развития мировой революции на буддийском Востоке.
1 НАРБ Ф.287.
Д.22.
Л.
115.
Л.2.
2 РЦХИДНИ Ф.17.
Оп.З.
Д.115.
Л.2.

[Back]