Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 295]

задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами".
Согласно этому постановлению, признавалась необходимость предоставления прав автономии только бурят-монголам Забайкалья.
Будущей автономии на границах Монголии и Китая и отводилась роль плацдарма для развития мировой революции на буддийском Востоке.

Исследователи, занимавшиеся историей национальной государственности бурятского народа, в качестве своих выводов о роли и значении постановления Политбюро от 14 октября 1920 года приводят его третий пункт, причем, обычно ограничиваются цитированием первой части этого пункта, где говорится: "Признать необходимым проведение автономии в соответствующих конкретным условиям формах, для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов...».
Его вторую часть: "...поручив Наркомнацу немедленно составить проект декрета об автономии калмыков, а Наркоминделу снестись с правительством дружественной Дальневосточной Республики по поводу проведения такой меры по отношению к бурят-монголам"20, как правило, опускают.
При таком воспроизведении внимание читающих привлекалось лишь к тому, что Политбюро в своем решении признало необходимость предоставления автономии восточным народностям, еще не имевшим ее и "в первую голову для калмыков и бурят-монголов".
Тем самым решалась задача, следовавшая из общего социального заказа: убедить читателя в глубокой и искренней заинтересованности Политбюро, партии в решении судьбы бурятского народа, ранее угнетавшегося царизмом и не имевшего своей автономии, а также подчеркнуть роль и гениальную прозорливость автора проекта постановления Председателя СНК В.И.
Ленина в решении национального, в том числе и бурятского, вопроса.
На этой основе был сформулирован и получил широкое хождение тезис о том, что Ленин организатор автономии и национальной государственности бурятского народа.
Неполное воспроизведение третьего пункта постановления уводило читателя от многих вопросов, затушевывало и искажало подлинный его смысл.
Между тем, вторая часть этого пункта носила принципиальный характер.
Исполняя директиву ЦК в отношении автономии калмыков, Наркомнац уже 16 октября, т.е.
через два дня после принятия постановления, внес в Совнарком РСФСР три проекта декрета об образовании автономных областей Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и
20 РГАСПИ.
Ф.17.
Оп.З.
Д Д 15.
Л.2.
295
[стр. 195]

194 Лидеры Бурнарревкома после образования ДВР все более настойчиво ставили перед правительством республики вопросы национального самоопределения бурятского народа.
Они требовали немедленного признания аймаков уездными организациями, а Бурятского нарревкома центральным органом бурят Дальнего Востока1.
Позиция правительства ДВР и Дальбюро ЦК РКП(б) в отношении созданных и функционировавших органов национального самоуправления, а также требований Бурнарревкома о предоставлении автономии целиком зависела от указаний и директив Центра.
Такой директивой и стало принятое 14 октября 1920 года Политбюро ЦК РКП(б) постановление “О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами”1 2.
Переориентация на Восток и осуществление здесь на практике идеи мировой революции привели к определенным осложнениям в 1920 году в национальной политике РКП(б).
Понимание необходимости изменения тактики и поиска компромиссов в национальном вопросе явилось одной из причин появления постановления Политбюро от 14 октября 1920 года.
Но были и другие причины принятия этого документа, в частности пунктов 3 и 4 об автономии бурят-монголов.
Забайкалье бывшая национальная окраина как пограничная область имела, в свое время, для внешней политики Российской империи стратегическое значение.
Это значение еще более возросло к 1920 году в связи с переориентацией развития мировой революции на Восток.
Таким компромиссом и стало принятие постановления ЦК РКП(б) “О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами”.
Согласно этому постановлению, признавалась необходимость предоставления прав автономии только бурят-монголам Забайкалья.
Будущей автономии на границах Монголии и Китая и отводилась роль плацдарма для развития мировой революции на буддийском Востоке.

1 НАРБ Ф.287.
Д.22.
Л.
115.
Л.2.
2 РЦХИДНИ Ф.17.
Оп.З.
Д.115.
Л.2.


[стр.,196]

195 Исполняя директиву ЦК в отношении автономии калмыков, Наркомнац уже 16 октября, т.е.
через два дня после принятия постановления, внес в Совнарком РСФСР три проекта декрета об образовании автономных областей Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и
Марийской1.
Что касается бурят-монголов, то прямые директивы в постановлении были даны не Наркомнацу, а только Наркоминделу: снестись с правительством дружественной Дальневосточной Республики по поводу проведения такой же меры по отношению к бурят-монголам”1 2.
Как видно из текста, речь велась о бурятах Забайкалья, находившихся под юрисдикцией ДВР.
В отношении же бурят, находившихся под юрисдикцией РСФСР в Иркутской губернии, где существовали пять аймаков с бурятским населением, указаний в постановлении не было.
Отсутствие в постановлении прямых директив Наркомнацу относительно иркутских бурят надолго затормозило процесс образования автономии бурят Иркутской губернии.
Иркутский губком РКП(б) обсудил постановление Политбюро ЦК лишь 2 февраля 1921 года (через три месяца после его принятия) и решил: “Ввиду отсутствия прямых директив Наркомнаца и Наркоминдела, признать необходимым предварительное обсуждение данного вопроса в Сиббюро ЦК РКП(б)...
Через губисполком поручить национальному отделу заняться разработкой этого вопроса”3.
Таким образом, принятие постановления Политбюро ЦК РКП(б) от 14 октября 1920 года было обусловлено необходимостью изменения тактики и поиска компромиссов в решении национального вопроса.
Третий и четвертый пункты этого постановления как раз и были тем самым компромиссом и изменением тактики в национальной политике.
С реализацией этих пунктов, с одной стороны, открывалась возможность создания в форме бурятской автономии своеобразного плацдарма для 1 История национально-государственного строительства в СССР.
С.
185.
2 РЦХИДИИ Ф.
17.
Оп.З.
Д.
115.
Л.2.
Вартанова А.А.
Образование Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики.
Улан-Удэ, 1964.
С.50.

[Back]