Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 303]

министров, их заместителей, создало своеобразную систему правления.
В апреле-мае 1921 года движение теократов активизировалось и привело к выделению нескольких сомонов Бодонгутского и
Хальбинского хошунов Хоринского аймака из состава автономной области.
Постепенно теократическое движение в ДВР расширялось, охватывая все новые и новые сомоны и хошуны.
Собрание теократов Цаганского хошуна Хоринского аймака постановило:
"...бурятская автономия нам не нужна.
Эту автономию мы рассматривали как базу и гнездо наших врагов».

Руководители центрального управления теократов в докладной записке писали:
"...население порешило организовать самостоятельную административную единицу из всех отделившихся сомонов на основах национального самоопределения и самоуправления на местах".30 Теократы добивались санкционирования созданной ими системы административного управления.
Одновременно они создавали вооруженные отряды, нападали на бурятские улусы, где жили сторонники автономии, арестовывали их, разоружали милицию.

Для ликвидации теократического движения правительством ДВР была создана специальная комиссия.
Однако, несмотря на принимаемые ею меры, движение, чуть угаснув, возрождалось вновь.
Лидеры
теократов полагали, что, выделившись из БурятМонгольской области, они составят особый район (без русского населения) в административно-хозяйственном отношении.
Они не подчинились требованиям правительства ДВР прекратить антиавтономные действия и апеллировали к Народному собранию ДВР, состоявшемуся 3 декабря 1921 года.
Уполномоченные теократов представили собранию свою петицию, в которой сообщали, что они, сохраняя за собой право на самоуправление, образовали
не подчиненное Бурят-Монгольскому автономному управлению собственное административное управление» объединившее около 30 обществ с населением более 16 тысяч человек, и требовали его утверждения.
Собрание отклонило это
требование, что вызвало новую волну теократического движения, охватившую новые районы Восточной Бурятии.
Правительство ДВР особым циркуляром от 20 января 1922 года разъяснило, что
"никакое выделение каких-либо групп их из состава автономной области не может быть допущено, и разрешение местным властям таковых выделений является противозаконным".31 По указанию правительства и президиума Бурят-Монгольского автономного управления в Чите были арестованы уполномоченные теократов.
Но, несмотря на принятые меры и предупреждения
30 Шулунов Н.Д.
Становление советской национальной государственности в Бурятии
(19,19 1923 гг.).
Улан-Удэ, 1972.
С.293.
33 Там же.
С.294.
303
[стр. 204]

203 монастырсй-дацанов, где, по мнению сторонников Л.С.
Цыденова, учение Будды изучалось в искаженном виде, и основания в безлюдных местах новых общин, для которых первостепенное значение должна иметь тантрическая традиция знаменитых индийских махасиддхов, живших в средние века1.
Протесты балагатов, имевшие “идейную” основу и усиленные религиозным фанатизмом, вылились в движение, которое охватило в течение первой половины 1919 года почти все сомоны Бодонгутского и Цаганского хошунов Хоринского аймака.
Проект теократического государства обсуждался на учредительном собрании 6 мая 1919 года.
Собрание избрало должностных лиц государства министров, их заместителей, создало своеобразную систему правления.
В апреле-мае 1921 года движение теократов активизировалось и привело к выделению нескольких сомонов Бодонгутского и
Хальбипского хошунов Хоринского аймака из состава автономной области.
Постепенно теократическое движение в ДВР расширялось, охватывая все новые и новые сомоны и хошуны.
Собрание теократов Цаганского хошуна Хоринского аймака постановило:
“...бурятская автономия нам не нужна.
Эту автономию мы рассматривали как базу и гнездо наших врагов”1
2.
Руководители центрального управления теократов в докладной записке писали:
“...население порешило организовать самостоятельную административную единицу ямон из всех отделившихся сомонов на основах национального самоопределения и самоуправления на местах”3.
Теократы добивались санкционирования созданной ими системы административного управления.
Одновременно они создавали вооруженные отряды, нападали на бурятские улусы, где жили сторонники автономии, арестовывали их, разоружали милицию.

1 Независимая газета.
28 января 1999.
2 Шулунов Н.Д.
Становление советской национальной государственности в Бурятии.

С.293.
J Там же.
С.293.


[стр.,205]

204 Для ликвидации теократического движения правительством ДВР была создана специальная комиссия.
Однако, несмотря на принимаемые ею меры, движение, чуть угаснув, возрождалось вновь.
Лидеры
движения не подчинились требованиям правительства ДВР прекратить антиавтономистские действия и апеллировали к Народному собранию ДВР, состоявшемуся 3 декабря 1921 года.
Уполномоченные теократов представили собранию свою петицию, в которой сообщали, что они, сохраняя за собой право на самоуправление, образовали
нс подчиненное Бурят-Монгольскому автономному управлению собственное административное управление, объединившее около 30 обществ с населением более 16 тысяч человек, и требовали его утверждения.
Собрание отклонило это
лребование, что вызвало новую волну теократического движения, охватившую новые районы Восточной Бурятии.
Правительство ДВР особым циркуляром от 20 января 1922 года разъяснило, что
“никакое выделение каких-либо групп их из состава автономной области не может быть допущено, и разрешение местным властям таковых выделений является противозаконным”1.
По указанию правительства и президиума Бурят-Монгольского автономного управления в Чите были арестованы уполномоченные теократов.
Но, несмотря на принятые меры и предупреждения
правительства, теократическое движение продолжалось.
Лишь в мае 1922 года совместными усилиями правительства ДВР, Бурят-Монгольского автономного управления и Дальневосточного бюро ЦК РКП(б) движение теократов удалось, в основном, ликвидировать.
Балагатское движение, имевшее религиозную и сепаратистскую направленность и негативно отразившееся на создании бурятской автономии, в тоже время являлось показателем роли религиозного фактора в жизни 1 Шулунов Н.Д.
Становление советской национальной государственности в Бурятии.

С.294.

[Back]