Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 309]

Во втором томе "Истории Бурятской АССР" эти факты, трактуемые с классовых позиций, зачастую приводят авторов к выводам, которые, несомненно, требуют переосмысления, хотя хронологическая последовательность событий, касающихся образования автономных областей, изложена верно.
Начало образования бурятской автономии в составе РСФСР связывается, обычно, исследователями с Октябрьской революцией, причем историческая взаимосвязь этого процесса с национальным движением бурятского народа начала XX века и с его борьбой за национальное самоопределение не показывается.
На самом же деле национальным движением начала века были охвачены все бурятские Улусы Иркутской губернии.
Иркутские буряты, так же как и забайкальские, выдвигали требования национальной автономии.
К осени 1917 года на территории губернии бурятами были восстановлены три аймака Ангарский, ЭхиритБулагатский и Тункинский, а также аймачные хошунные и сомонные земские учреждения национального самоуправления.
С образованием на октябрьском общебурятском съезде 1917 года Центрального Бурятского национального комитета (Бурнацкома) в Иркутске был создан его отдел Иркутский национальный комитет.
Поскольку большая часть его членов была эсерами или стояла на позициях эсеров, комитет выражал интересы основной массы бурятского населения середняцких и зажиточных его слоев и пользовался их поддержкой.
Широкие массы бурятского общества разделяли его политику, направленную на создание национальной автономии, но, следуя этой цели, Иркутский нацком, как и Бурнацком, проводил противоречивую политику лавирования и нейтралитета.
В ноябре 1919 года собрание коммунистов-бурят Иркутска объявило себя Бурятской секцией Иркутской организации РКП(б),
после чего они направили свою деятельность на усиление большевистского влияния среди бурятского населения, поддерживавшего в то время Национальный комитет.
Бурятская группа коммунистов в силу отсутствия широкой социальной базы промышленного пролетариата (в то время бурят и эвенков среди рабочих насчитывалось всего несколько десятков человек, и те, за редким исключением, были временными) вынуждена была искать опору в бедняцкой среде крестьянства, т.е.
пролетариата сельского.
Прослойка
сельского пролетариата, по приведенным Н.Д.
Шулуновым данным, даже в 1921
1922 годах была "очень тонкой" (наемные рабочие составляли 3,2% , поэтому можно предположить, что в 1917 1919 годах эта прослойка более значительной быть не могла.
Нужно учитывать, что в условиях экономической отсталости «наемный рабочий» как таковой практически отсутствовал.
Для того, 309
[стр. 210]

209 изменилась коренным образом.
Связь Иркутского национального комитета с Бурнацкомом нарушилась, что негативно отразилось на его возможностях самостоятельно возглавить строительство автономии.
Политика новой власти значительно расходилась с той, что пытался проводить Национальный комитет, избравший мирный конституционный путь защиты национальных прав бурят и создания автономии.
Возросла активность бурятских коммунистов как представителей правящей партии.
Они взяли курс на расширение своего влияния и своей социальной базы среди бурят путем форсирования процесса классовой дифференциации в бурятском обществе и искусственного стимулирования внутри него классовой борьбы.
Первоначально бурятские большевики входили в состав Иркутского национального комитета.
Однако, с обострением отношений с Цснтросибирью, потребовавшей полной определенности в их отношении к Советской власти, часть членов комитета большевики М.Ербанов, Г.Данчинов, левые эсеры М.Забанова и И.Рампилун в марте 1918 года вышли их его состава1, после чего их борьба с так называемыми "буржуазными националистами" приняла открытый характер, и центральным в этой борьбе стал вопрос о самоопределении бурятского народа.
В ноябре 1919 года собрание коммунистов-бурят Иркутска объявило себя Бурятской секцией Иркутской организации РКП(б)1
2, после чего они направили свою деятельность на усиление большевистского влияния среди бурятского населения, поддерживавшего в то время Национальный комитет.
Бурятская группа коммунистов, в силу отсутствия широкой социальной базы промышленного пролетариата (в то время бурят и эвенков среди рабочих насчитывалось всего несколько десятков человек, и те, за редким исключением, были временными)3, вынуждена была искать опору в бедняцкой среде крестьянства, т.е.
пролетариата сельского.
Прослойка
же сельского пролетариата, по приведенным Н.Д.Шулуновым данным, даже в 1 Варганова А.А.
Образование Бурятской Автономной....
С.
33.
2 Шулунов Н.Д.
Становление советской национальной государственности ....С.49.
3 История Бурятской АССР.
Т.2.
С.13.

[Back]