Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 314]

главным образом соображениями международного характера, имеющими в данный период существования Советской власти первостепенное значение в борьбе с мировым империализмом, собрание постановило: признать постановление Центра делом первейшей важности и немедленно приступить к подготовке материалов и созданию благоприятных условий для осуществления его в жизнь в общебурятском масштабе".38 Как видно из приведенного документа, вопрос о выделении бурят в автономию понимался бурятскими коммунистами с ортодоксальных позиций пролетарского интернационализма не как необходимость, продиктованная жизненными и национальными интересами широких масс бурятского народа, а как предрешенный (постановлением ЦК), то есть продиктованный "сверху", а значит и подлежащий неукоснительному исполнению.
Оценка широких трудящихся масс, поддерживавших идеи автономии как "националистически настроенных", подтверждает неверное понимание коммунистами национальных интересов бурятского народа.
Факт же
"...возможно сочувственного отношения к решению ЦК" об автономии важен для большевиков не с точки зрения возникших благоприятных условий для строительства национальной автономии, а как "благоприятные объективные условия для работы по пропаганде и укреплению среди них (бурят) идей Советской власти".39 Серьезную обеспокоенность Бурсекции вызвало то обстоятельство, что руководящими кругами бурят-монголов ДВР было обращено особое внимание на постановление ЦК, а также тот факт, что в ДВР "...начинаются определенные шаги по осуществлению автономной области".
Но больше всего бурятских коммунистов настораживало то, что эти шаги стали принимать "совершенно нежелательную" для них (коммунистов) форму.

Из протокола видно, что члены Бурсекции, наконец, правильно разобрались в истинных целях решения ЦК по бурятской автономии как "диктуемых главным образом соображениями международного характера" и "имеющих ...
первостепенное значение в борьбе с мировым империализмом".

Таким образом, обсуждение постановления ЦК на собрании Бурсекции свидетельствовало об изменении ее тактики в вопросе об автономии бурят.
Решение собрания было доведено до сведения Иркутского губкома,
который отрицал необходимость бурятской автономии.
Губком рассмотрел постановление ЦК лишь 2 февраля 1921 года, то есть через три месяца после его принятия, и постановил:
Образование Бурятской АССР.
Сборник архивных документов.
Улан-Удэ, 1964.
СЛ И 5-Там же.
314
[стр. 213]

212 Таким образом, не только Бурсекция, но и местные сибирские органы, и Иркутский губком РКП(б), и Сиббюро ЦК РКП(б) выступали против создания бурятской автономной области РСФСР.
Мотивы отношения бурятских коммунистов к строительству автономной области в РСФСР и республики в дальнейшем раскрывает протокол собрания Бурсекции от 29 января 1921 года, на котором было рассмотрено постановление ЦК РКП(б) от 14 декабря 1920 года.
В этом документе открыто выражено понимание членами Бурсекции стратегии руководства РКП(б) в вопросе об автономии бурят-монголов и их отношение к постановлению ЦК.
По докладу М.Ербанова о бурятском вопросе в протоколе собрания было записано: “...
принимая во внимание, во-первых, что вопрос о выделении бурят-монголов в особую автономную единицу является вопросом предрешенным (постановлением Политбюро ЦК РКП(б) от 14/X1920 г.), о чем поставлены в известность все руководящие органы бурятмонгольского народа, и считаясь с тем фактом, что указанное постановление со стороны широких бурят-монгольских трудящихся масс, в большинстве своем националистически настроенных, может вызвать лишь сочувственное отношение и тем самым создать благоприятные условия для работы по пропаганде и укреплению среди них идей советской власти; во-вторых, что на указанное постановление обращено особенное внимание руководящими кругами бурят-монголов ДВР, где уже намечаются определенные шаги по осуществлению автономной области, принимая совершенно нежелательную для нас, коммунистов, форму, благодаря засилию эсеров и бывших сторонников атамана Семенова, и, в-третьих, что дело установления бурятмонгольской автономии диктуется главным образом соображениями международного характера, имеющими в данный период существования Советской власти первостепенное значение в борьбе с мировым империализмом, собрание постановило: признать постановление Центра делом первейшей важности и немедленно приступить к подготовке

[стр.,214]

213 материалов и созданию благоприятных условий для осуществления его в жизнь в общебурятском масштабе’'1.
Как видно из приведенного документа, вопрос о выделении бурят в автономию понимался бурятскими коммунистами с
позиций пролетарского интернационализма нс как необходимость, продиктованная жизненными и национальными интересами широких масс бурятского народа, а как “предрешенный (постановлением ЦК...)”.
Оценка же широких трудящихся масс, поддерживавших идеи автономии как “националистически настроенных”, подтверждает неверное понимание коммунистами национальных интересов бурятского народа.
Факт же
“...возможно сочувственного отношения к решению ЦК” об автономии важен для большевиков не с точки зрения возникших благоприятных условий для строительства национальной автономии, а как “благоприятные объекгивные условия для работы но пропаганде и укреплению среди них (бурят Е.А.) идей Советской власти”1 2.
Серьезную обеспокоенность Бурсекции вызвало то обстоятельство, что руководящими кругами бурят-монголов ДВР было обращено особое внимание на постановление ЦК, а также тот факт, что в ДВР
“...
начинаются определенные шаги по осуществлению автономной области”3.
Но больше всего бурятских коммунистов настораживало то, что эти шаги стали принимать "совершенно нежелательную" для них (коммунистов) форму.

Таким образом, обсуждение постановления ЦК на собрании Бурсекции свидетельствовало об изменении ее тактики в вопросе об автономии бурят.
Решение собрания было доведено до сведения Иркутского губкома,
отрицавшего необходимость бурятской автономии.
Губком рассмотрел постановление ЦК лишь 2 февраля 1921 года, то есть через три месяца после его принятия, и постановил:
"Ввиду отсутствия прямых директив Наркомнаца и Наркоминдела признать необходимым предварительное 1 Образование Бур.АССР.
Сборник архивных документов.
С.44-45.
2 Там же.
3 Там же.

[Back]