Проверяемый текст
Палхаева Елизавета Николаевна. Становление и развитие Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов как национально-государственных образований, 1937-1995 гг. (Диссертация 2000)
[стр. 331]

разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области», постановило: «утвердить проект постановления ЦИК СССР».60 26 сентября 1937 года данное постановление было принято ЦИК СССР.
В постановлении ЦИК СССР, опубликованном 27 сентября 1937 года в газете «Известия», говорилось: «а) разделить Восточно-Сибирскую область на Иркутскую область с центром в г.
Иркутске и Читинскую область с центром в г.
Чите, б) выделить в состав Читинской области следующие города и районы...
в) присоединить к Читинской области города и районы Зейской области ДВР, ликвидировав Зейскую область как отдельную административную единицу, г) присоединить к Читинской области Агинский и Улан-Ононский аймаки Бурят-Монгольской АССР, образовав в составе Читинской области Агинский Бурят-Монгольский национальный округ с центром в селении Агинском (остальные города и районы бывшей Восточно-Сибирской области оставить в составе Иркутской области.) присоединить к Иркутской области Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский и Ольхонский аймаки, БурятМонгольской АССР, ж) образовать в составе Иркутской области УстьОрдынский Бурят-Монгольский национальный округ с центром в селении Усть-Орда в составе Аларского, Боханского и Эхирит-Булагатского района, Середкинского, Евсеевского, Казачинского сельсоветов Кировского района и Усть-Усинского сельсовета Балаганского
района».61 При этом в состав Усть-Ордынского Бурят-Монгольского национального округа не вошел Ольхонский аймак.
Он был передан в прямое подчинение Иркутской области.
Большая же часть
УланОнонского аймака была передана в прямое подчинение Читинской области, впоследствии получило название-Ононский район.
До сентября 1937 года весь путь автономизации бурятского народа довольно четко объяснялся с позиции исторической логики.
Все действия и решения, касающиеся строительства как Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР, так и Бурят-Монгольской АССР были приняты после продолжительной, публичной работы местного руководства, уполномоченных
органов центральной власти (Наркомзем, ЦИК, ЦК ВКП(б)...).
Для республики решение о разделе республики на три территориальные единицы, явилось полной неожиданностью.
Оно было принято без какого-либо участия народа и местных органов государственной власти, в тот момент почти все руководство Б-М.
АССР было репрессировано, а также без согласия на то не только БурЦИКа, но и Буробкома ВК П
(б).62 Кроме того, это Постановление противоречило ст.
15 Конституции
“ РГАСПИ.
Ф.
17.
Оп.
3.
Д.
992.
Л.
11.
Ji РГАСПИ.
Ф.
17.
Оп.
3.
Д.
992.
Л.
111.
Елаев A.A.
Бурятия: путь к автономии и государственности.
М., 1994.
С.
122.
331
[стр. 29]

сентября 1937 г.
данное Постановление было принято ЦИК СССР.
В Постановлении ЦИК СССР, опубликованном 27 сентября 1937 г.
в газете «Известия», говорилось: « а) разделить Восточно-Сибирскую область на Иркутскую область с центром в г.
Иркутске и Читинскую область с центром в г.
Чите, б) выделить в состав Читинской области следующие города и районы...в) присоединить к Читинской области города и районы Зейской области ДВР, ликвидировав Зейскую область как отдельную административную единицу.
г) присоединить к Читинской области Агинский и Улан-Ононский аймаки Бурят-Монгольской АССР, образовав в составе Читинской области Агинский Бурят-Монгольский национальный округ с центром в селении Агинском, (остальные города и районы бывшей Восточно-Сибирской области оставить в составе Иркутской области.) присоединить к Иркутской области Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский и Ольхонский аймаки Бурят-Монгольской АССР, ж) образовать в составе Иркутской области Усть-Ордынский БурятМонгольский национальный округ с центром в селении Усть-Орда в составе Аларского, Боханского и Эхирит-Булагатского района, Середкинского, Евсеевского, Казачинского сельсоветов Кировского района и Усть-Усинского сельсовета Балаганского
района»(20).
При этом, в состав Усть-Ордынского Бурят-Монгольского национального округа не вошел Ольхонский аймак.
Он был передан в прямое подчинение Иркутской области.
Большая же часть
Улан-Оноиского аймака была передана в прямое подчинение Читинской области, впоследствии получило названиеОнонский район.
До сентября 1937 г.
весь путь автономизации бурятского народа довольно четко объяснялся с позиции исторической логики.
Все действия и решения, касающиеся строительства как Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР, так и Бурят-Монгольской АССР были приняты после продолжительной, публичной работы местного руководства, уполномоченных
29

[стр.,30]

органов центральной власти ( Наркомзем, ЦИК, ЦК ВКП(б)...).
Для республики решение о разделе республики на три территориальные единицы, явилось полной неожиданностью.
Оно было принято без какого-либо участия народа и местных органов государственной власти , в тот момент почти все руководство Б-М.
АССР было репрессировано, а также без согласия на то не только БурЦИКа, но и Буробкома ВКП(б)(21).

Кроме того, это Постановление противоречило ст.
15 Конституции
Бурят-Монгольской АССР: «Территория Бурят-Монгольской АССР не может быть изменена без согласия БурятМонгольской АССР»(22).
Текст Постановления ЦИК СССР от 26 сентября 1937 г.
лишь констатировал раздел республики на три территориальные единицы, в нем не указывались причины такого решения, даже в самом названии: « О разделении ВосточноСибирской области на Иркутскую и Читинскую области» отсутствует даже упоминание о Бурят-Монгольской АССР, хотя данное разделение затрагивало коренные интересы бурят-монгольского народа.
До недавнего времени в исторической литературесуществовала единственная точка зрения: раздел республики оказал положительное влияние для ее дальнейшего развития.
Например, исследователи В,А.
Демидов, В.В.
Демидов, B.C.
Познаннский утверждают, что данное решение ЦИК СССР о разделении Бурят-Монгольской АССР на три части имеет положительное значение.
Оно отвечает конкретным историческим условиям, сложившимся в данном регионе и учитываетвсе экономические, географические и национальные факторы(23).
Данное мнение базируется на тезисе о географической отдаленности территорий Агинской и Усть-Ордынской земли от центральной Бурят-Монголии.
В условиях неразвитой инфраструктуры региона (отсутствие оперативной связи, хороших дорог, средств передвижения и пр.) существовали серьезные проблемы снабжения данных территорий и управления ими.
К тому же, присоединение бурятских аймаков с их сельскохозяйственным потенциалом (Усть-Орда производство зерновых 30

[Back]