Исследование приводит к заключению, что еще в начале XX века религиозная реформа была тесно связана с общественным движением бурят, направленном на создание национального государства. Ведущая роль в этих начинаниях принадлежала интеллигенции, ламство (бурятское буддийское духовенство) в это время могло выделить из своей среды только двух лидеров нового направления Хамбо-ламу (главу Бурятской буддийской церкви) Иролтуева, лхарамбу (духовный титул Доржиева, его учёная степень доктора буддийской философии) Агвана Доржиева. В диссертации делается вывод, что обновленческие тенденции выразились в стремлении установить тесный контакт с "европейской наукой". В этих начинаниях ламству помогли представители национальной интеллигенции, видные бурятские религиозные деятели Ц. Жамцарано, Б. Барадин и др. В диссертации прослежено формирование, становление бурятской государственности, начиная с принятия предварительного проекта национальной автономии в апреле 1917 года на первый общебурятском съезде. На Втором общебурятском съезде в Гусиноозерском дацане рассматривая вопрос о подготовке нового положения взамен "Положения о ламаистском духовенстве Восточной Сибири 1853г." Был выработан наказ, "определявший волю бурятского народа в решении его вероисповедальных дел", требовавший свободы вероисповедания, гарантированной государственными законами. Во главе буддийского духовенства бурят ставился выборный бандидо хамбо-лама. Отмечается, что проведение через короткий промежуток времени двух общебурятских съездов с рассмотрением глубоко интересовавших бурятское общество вопросов свидетельствовало о высокой мобильности бурятских лидеров и действительной заинтересованности бурятского общества в решении сложных и взаимосвязанных проблем, касающихся государственного строительства и положения буддийской религии. Идеологи обновленческого движения считали, что истинным буддизмом является философия древнего китайского буддизма, где "позднейшие усложнения и разветвления не должны учитываться, ибо для будущего нужны только основы буддизма, только те моменты, в которых он соприкасается с проблемами современности". В диссертации показано стремление А. Доржиева доказать, что в буддизме нет бога, значит это атеистическая религия, что буддизм проповедует сострадание и справедливость, является культурным выражением одного из входящих в Россию народов. Такие идеи настраивали членов "обновленческого" движения на более решительные действия, направленные на изменения в массовом сознании образа прежнего ламы "стяжателя" и "мракобеса", возрождение раннего буддизма, основанного на принципах простоты и аскетизма. В октябре 1922 года в 374 |
Таким образом, еще в начале XX века религиозная реформа была тесно связана с общественным движением бурят, направленном на создание национального государства. Ведущая роль в этих начинаниях принадлежала интеллигенции, ламство в это время могло выделить из своей среды только двух лидеров нового направления Хамбо-ламу Иролтуева, лхарамбу Агвана Доржиева. Обновленческие тенденции выразились так же и в стремлении установить тесный контакт с "европейской наукой". В этих начинаниях ламству помогли представители национальной интеллигенции, видные бурятские религиозные деятели Ц. Жамцарано, Б. Барадин и др. После революции 1905-1907 гг. необходимость в буржуазнодемократических преобразованиях во всех сферах жизни народов России становится все более актуальным. Демократические процессы, начавшиеся в начале XX века, получили своеобразное продолжение уже после Февральской революции 1917 г. С известием о падении царизма в Чите был образован Временный организационный комитет, в состав которого входили: Щ.Б. Бадмаев, Г.Ц. Цыбиков и др., который заявил о своей поддержке Временного правительства. 23-25 апреля 1917 года в Чите состоялся Первый общебурятский съезд, на кагором был принят предварительный проект национальной автономии. Съезд рассмотрел вопросы административного управления, был избран Временный Бурятский Национальный комитет (Бурнацком), в функции которого входило руководство всем процессом национального сгроительства, подготовка следующего съезда, введение земского самоуправления в бурятских ведомствах, проведение выборов в Учредительное собрание и развертывание сети национальных культурно-просветительных учреждений, издательств и органов пропаганды. На Втором общебурятском съезде в Гусиноозерском дацане рассматривался вопрос о подготовке нового положения взамен "Положения о ламаистском духовенстве Восточной Сибири 1853г." Этот вопрос в повестку съезда был 69 последующем борьба достигла значительных масштабов, охватив широкие массы населения Бурятии. После Октябрьской революции в России открывались новые храмы, старые обновлялись, увеличивалось число лам. Большая заслуга в этом принадлежала Агвану Доржиеву. В 20-х годах Агван Доржиев работает в Российском центре по делам буддизма и принимает активное участие в " прогрессивном" крыле бурятской ламаистской церкви, по существу являясь, вместе с Б.Барадиным Ц.Жамацарано, его идейным вдохновителем. Касаясь идейного обоснования обновленческого движения, его идеологии, считали, что истинным буддизмом является философия древнего китайского буддизма, где "позднейшие усложнения и разветвления не должны учитываться, ибо для будущего нужны только основы буддизма, только те моменты, в которых он соприкасается с проблемами современности". (7) Аргументы А.Доржиева для того времени были смелыми: в буддизме нет бога, значит это атеистическая религия, буддизм проповедует сострадание и справедливость, буддизм является культурным выражением одного из входящих в Россию народов. "Если мы возьмем биографию Будды, писал он, то мы увидим, что Будда не признавал единого верховного существа, гак же он отрицал бога и бессмертие души. Даже он. Будда, проповедовал, что бытие создается в силу причины, от которой происходит следствие, а жизнь существует в силу кармы, т.е. трудом и деятельностью. Будда представлял себя ни пророком, ни святым и ни кем другим, подобным тем, которые приносили себя в жертву, проповедовали в существование бога, бессмертие души, аде и рае, но он свое философское учение построил исключительно на нравственном совершенстве, которое покоится на незыблемых принципах человеческого блаженства". (8) Такие идеи настраивали членов "обновленческого" движения к более решительным действиям, направленным на изменения в массовом сознании образа 71 |