смотреть за ясачными людьми и в роде воем и в чужих родах, а также наблюдать, чтобы не было всякого дурна и шатости, т.е. восстаний, волнений и прочее. Таким образом, заключив сделку с русской администрацией, бурятские князцы должны были способствовать проведению политики царизма по отношению к бурятскому населению в обмен на право самостоятельности в области внутреннего управления улусными людьми. После заключения договоров с монгольскими тайшами и табангутскими сайтами, а также после подписания 25 августа 1689 года Нерчинского трактата о восточной границе с Китаем царское правительство стремится теперь укрепить свою власть в завоеванных землях, колонизовать их, организовать укрепление на вновь присоединенной территории Бурятии. Конечно, еще продолжалась шатость со стороны бурят, эвенков и монголов. В конце XVII века многие ясачные люди в Забайкалье отказывались подчиняться воеводской администрации, откочевывали подальше от острогов или уходили в Монголию. Не прекращались набеги монгольских тайшей и разнообразные пограничные инциденты, но они уже не имели прежних размеров. Войны Китая с монгольскими князьями (1686-1697 годв) требовали, большого напряжения сил, отвлекая этих князей от Забайкалья. Эти войны и внутренние распри между монгольскими князьями, разорявшие улусных, людей, стали вместе с тем своеобразным барьером, препятствовавшим перекочевкам бурят в Монголию. Наоборот, развивалась тяга из Монголии в Забайкалье.17 Учитывая внешнеполитические аспекты, связанные с ролью буддизма в бурятском обществе, правительство стремилось уменьшить влияние буддийских центров Тибета и Монголии на местную ламайскую церковь. С этой целью оно пошло на создание, с одной стороны, самостоятельного, с другой полностью зависимого от властей собственного иерархического центра буддизма в пределах России. Резиденцией главы ламайского духовенства стал Гусиноозерский дацан. В 1774 году в Забайкалье числилось 10 больших и 6 малых дацанов. Относительно численности верующих В. Птицын пишет: "буддистов за 1871 год в Забайкалье 134656 человек, 27,5% всего населения, в Иркутской области за 1887 год буддистов считается 12663 человек из 121134 человек инородцев. В действительности число буддистов как в Забайкалье так и в Иркутской губернии, значительно выше приведенных официальных цифр». 17 Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. Улан-Удэ, 1958. С. 268. 57 |
становке, идя на сделку с царизмом и становясь проводником его политики по отношению к бурятскому крестьянству. Тайши и другие начальники обязывались в ясачном сборе радеть и смотреть за ясачными людьми и в роде своем и в чужих родах, а также наблюдать, чтобы не было всякого дурна и шатости, т.е. восстаний, волнений и прочее [175, 118,130]. Таким образом, заключив сделку с русской администрацией, бурятские князцы должны были способствовать проведению политики царизма по отношению к бурятскому населению в обмен на право самостоятельности в области внутреннего управления улусными людьми. После заключения договоров с монгольскими тайшами и табангутскими сайтами, а также после подписания 25 августа 1689 года Нерчинского трактата о восточной границе с Китаем царское правительство стремится теперь укрепить свою власть в завоеванных землях, колонизовать их, организовать укрепление на вновь присоединенной территории Бурятии. Конечно еще продолжалась шатость со стороны бурят, эвенков и монголов. В конпе XVII века многие ясачные люди в Забайкалье отказывались подчиняться воеводской администрации, откочевывали подальше от острогов или уходили в Монголию. Не прекращались набеги монгольских тайшей и разнообразные пограничные инциденты, но они уже не имели прежних размеров. Войны Китая с монгольскими князьями (1686-1697 гг.) требовали большого напряжения сил, отвлекая этих князей от Забайкалья. Эти войны и ■ внутренние распри между монгольскими князьями, разорявшие улусных людей, стали вместе с тем своеобразным барьером, препятствовавшим перекочевкам бурят в Монголию. Наоборот, развивалась тяга из Монголии в Забайкалье [152, 268]. К началу XVIII, века основная часть бурятских нойонов подчинялась воеводам, приказчикам, но вместе с тем они сохраняли самостоятельность в области внутреннего управления улусными людьми. |