Проверяемый текст
Балданов Сергей Саянович. Административное управление Российским государством Бурятией, вторая половина ХVII в. - 1917 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 59]

землепользование, выполнение податных сборов и повинностей, управление: 1.
Улус или хотон во главе с засулом.
Улус объединял жителей одного поселения, совместно совершавших перекочевки.
2.
Холбон или табин, представлявший собою объединение нескольких улусов во главе с
шулснгой.
3.
Род, в состав которого входил ряд табинов.
Во главе рода стоял зайсан или родовой шуленга.
4.
«Поколение», представлявшее собой более крупное территориальное объединение (несколько родов).
Существовали «поколения» аларских, балаганских, верхоленских, кудинских, ольхонских, хоринских, селенгинских, кударинских, баргузинских бурят.
Во главе поколений стояли главные зайсаны, или тайши, они назывались главными родоначальниками.
Созывались родовые
султаны, на которых обсуждались вопросы о землепользовании, раскладке и сборе податей и повинностей, обычном праве, управлении.
Инструкция явилась основным документом для управления всем бурятским населением.
В своих общественных приговорах на нее ссылаются: верхоленские, балаганские, селенгинские, хоринские буряты, а также якуты.
Инструкция предписывала дружелюбное отношение к верноподданным, которое объясняется стремлением заручиться поддержкой родоплеменной знати, являвшейся проводником политики самодержавия в Бурятии.
Говоря о
родоплеменной знати в вопросах организации управления Бурятией, интересно остановиться на следующем.
С 40-х годов
XVIII века в бурятских ведомствах учреждаются «конторы».
Первой была учреждена (сначала под названием Мирской соборной избы) Онинская контора среди одиннадцати хоринских родов.
В ней
ранились указы, распоряжения начальства и дела, подлежащие ведению конторы.
Присутствие конторы состояло из главного тайши и шести депутатов.
При конторе устраивались
албанные съезды (сугланы) для раскладки податей и повинностей и решения более важных дел.
На сугланах участвовали все тайши, депутаты и родовые начальники (зайсаны, шуленги, засулы).21
К компетенции бурятских нойонов относились суд и расправа на основании Инструкции 1728 года и других правительственных актов и норм обычного права.
Тайши и родовые сайты, совершая расправу, наказывали розгами, запирали
под; арест, взыскивали денежные штрафы.
20 ГАИО.
Ф.24.
Оп.1.
Д.8.
Л.23.
Кудрявцев Ф.А.
История бурят-монгольского народа.
М., 1940, С.
132.
59
[стр. 31]

Среди бурятского населения существовали следующие территориально-административные единицы, с которыми было связано землепользование, выполнение податных сборов и повинностей, управление: 1.
Улус или хотон во главе с засулом.
Улус объединял жителей одного поселения, совместно совершавших перекочевки.
2.
Холбон или табин, представлявший собою объединение нескольких улусов во главе с
шуленгой.
3.
Род, в состав которого входил ряд табинов.
Во главе рода стоял зайсан или родовой шуленга.
4.
«Поколение», представлявшее собой более крупное территориальное объединение (несколько родов).
Существовали «поколения» аларских, балаганских, верхоленских, кудинских, ольхонских, хоринских, селенгинских, кударинских, баргузинских бурят.
Во главе поколений стояли главные зайсаны, или тайши, они назывались главными родоначальниками.
Созывались родовые
сугланы, на которых обсуждались вопросы о землепользовании, раскладке и сборе податей и повинностей, обычном праве, управлении [ГАНО, ф.24, оп.1, д.8, л.23].
Инструкция явилась основным документом для управления всем бурятским населением.
В своих общественных приговорах на нее ссылаются верхоленские, балаганские, селенгинские, хоринские буряты, а также якуты.
Инструкция предписывала дружелюбное отношение к верноподданным, которое объясняется стремлением заручиться поддержкой родоплеменной знати, являвшейся проводником политики самодержавия в Бурятии.
Говоря о
родоллеменной знати в вопросах организации управления ♦ Бурятией, интересно остановиться на следующем.
С 40-х годов
XVIH века в бурятских ведомствах учреждаются «конторы».
Первой была учреждена (сначала под названием Мирской соборной избы) Онинская контора среди одиннадцати хоринских родов.
В ней
хранились указы, распоряжения начальства и дела, подлежащие ведению

[стр.,32]

конторы.
Присутствие конторы состояло из главного тайши и шести депутатов.
При конторе устраивались
албанньге съезды (сугланы) для раскладки податей и повинностей и решения более важных, дел.
На сугланах участвовали все тайши, депутаты и родовые начальники (зайсаны, шуленги, засулы)
[175,132].
К’ компетенции бурятских нойонов относились суд и расправа на основании Инструкции 1728 года и других правительственных актов и норм обычного права.
Тайши и родовые сайты, совершая расправу, наказывали розгами, запирали
по# арест, взыскивали денежные штрафы.
Родовые правила во многих случаях были очень жестокими и несправедливыми даже до того, что допускали пытки и истязания [196, 176].
Сбор ясака, выполнение различных казенных повинностей и другие мероприятия по отношению к бурятскому населению проводились через улусных, родовых и межродовых начальников (тайши, шуленги, зайсаны) из степной аристократии.
Бурятские начальники имели значительные привилегии в области внутреннего управления и суда, используя административное влияние для внеэкономической власти над простыми бурятами.
При раскладке ясака и организации управления использовались родовые отношения.
Род являлся основной административной единицей, за которой закреплялись ясачные плательщики (запрещались перебежки из одного рода в другой).
Попытки сохранить род как основную административную и хозяйственную единицу определялись политическими и экономическими потребностями царизма.
Инструкция формально ограничивала вмешательство русской администрации во внутриродовые отношения народов Сибири, но впоследствии, на * основании ревизии М.М.
Сперанского, было отмечено, что на практике все

[Back]