Проверяемый текст
Балданов Сергей Саянович. Административное управление Российским государством Бурятией, вторая половина ХVII в. - 1917 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 65]

должностей в родовом управлении.
В степные думы ежегодно отправлялись распоряжения незамедлительно подавать высшим властям «представления на учреждение общественных выборов» лиц, рекомендованных к отнесению разных должностей.
Такой порядок санкционировался законодательством, что лишний раз подтверждает крайне ограниченный характер, инородческого «самоуправления».3
Чтобы завершить тему о выборах, можно привести еще одну интересную зарисовку, характерную для «быта и нравов» того времени.
Это описание касается бурят Балаганского ведомства, но думается, отражает общую картину.
(Цитируемый отрывок из «Очерков бурятской жизни» А.К.
Ордынского очень подробен, но в литературе настолько мало существенных сведений о родовом управлении, что каждое имеет чрезвычайную ценность).37
«...Во время сугланов, имеющих предметом выбор тайши, все ведомства разделяется на партии, каждая партия выставляет своего кандидата.
На время выборов тайши командируется, обыкновенно, из главного управления Восточной Сибири чиновник для наблюдения за порядком и правильностью выборов, т.к.
тайша в звании утверждается генерал-губернатором.
Начинаются интриги, каверзы и подкупы.
Богатые и бедные буряты лезут из кожи
вон, лишь бы только их партия восторжествовала.
Во сколько ведомству
обводится выбор тайши, про это один Бурхан (Бог) только знает...
Споры и передряги затягиваются.
Тогда чиновником, наблюдающим за порядком и правильность выбора
принимаются решительные и довольно своеобразные меры.
Он заявляет, что тайшой должен быть, по его мнению, такой-то, как более других достойный этого почетного звания, а впрочем...
как почтенные родоначальники и доверенные рассудят.
Но почтенные родоначальники и доверенные, скрепя сердцем и почесывая затылки, подписывают избирательный акт на рекомендованного чиновником субъекта, которого все достоинство, говоря между нами, заключается иногда в том, что он успел уже слетать в Иркутск и заручиться покровительством кое кого...
Так происходило в прежние времена и передается мною как черта куриозных распорядков относительно...
свободы выбора тайши,
предоставляет мой законами бурятам».
Возникает вопрос, почему за родоначальнические должности
происходила такая борьба? У Ордынского можно найти следующее замечание: «...хотя звание тайши не более, ни менее как блестящий, но пустой «призрак власти», тем не менее оно имеет в глазах простых умов ^ Устав об управлении инородцев.
ПСЗ 1.
Т.38.
№ 29126.
С 398,402.
Ордынский А.К.
Очерки бурятской жизни.
Тобольск, 1896.
С.
30-31 65
[стр. 103]

должности, русская администраций тем самым создавала социальную базу, на которую она опиралась при проведении политики, отвечавшей интересам царского правительства.
Однако, даже при самом беглом обзоре документов не может создаться иллюзии идеального тандема властей: инородческой и земства.
Общественна жизнь бурятских ведомств была слишком активной, для того чтобы не возникало различных конфликтов, спорных ситуаций в связи с выборами должностных лиц, а как уже отмечалось выше, всякое волнение в инородческой среде действовало на администрацию отнюдь не идиллическим образом.
Поэтому понятна позиция властей, проводивших линию строгого контроля над замещением должностей в родовом управлении.
В степные думы ежегодно отправлялись распоряжения незамедлительно подавать высшим властям «представления на учреждение общественных выборов» лиц, рекомендованных к отнесению разных должностей.
Такой порядок санкционировался законодательством, что лишний раз подтверждает крайне ограниченный характер инородческого «самоуправления»
[15, 398,402].
Чтобы завершить сейчас тему о выборах можно привести еше одну интереснейшую зарисовку, характерную для «быта и нравов» того времени.
Это описание касается бурят Балаганского ведомства, но думается, отражает общую картину.
(Цитируемый отрывок из «Очерков бурятской жизни» А.К.
Ордынского очень подробен, но в литературе настолько мало существенных сведений о родовом управлении, что каждое имеет чрезвычайную ценность)
[187,30-31].
* «...Во время сугланов, имеющих предметом выбор тайши, все
ведомство разделяется на партии, каждая партия выставляет своего кандидата.
На время выборов тайши командируется, обыкновенно, из главного управления Восточной Сибири чиновник для наблюдения за порядком и правильностью выборов, т.к.
тайша в звании утверждается генерал-губернатором.
Начинаются интриги, каверзы и подкупы.
Богатые и бедные буряты лезут из кожи


[стр.,104]

вон, лишь бы только их партия восторжествовала.
Во сколько ведомству
обходится выбор тайши, про это один Бурхан (Бог) только знает...
Споры и передряги затягиваются.
Тогда чиновником, наблюдающим за порядком и правильность выбора
‘принимаются решительные и довольно своеобразные меры.
Он заявляет, что тайшой должен быть, по его мнению, такой-то, как более других достойный этого почетного звания, а впрочем,...
как почтенные родоначальники и доверенные рассудят.
Но почтенные родоначальники и доверенные, скрепя сердцем и почесывая затылки, подписывают избирательный акт на рекомендованного чиновником субъекта, которого все достоинство, говоря между нами, заключается иногда в том, что он успел уже слетать в Иркутск и заручиться покровительством кое кого...
Так происходило в прежние времена и передается мною как черта куриозных распорядков относительно...свободы выбора тайши,
предоставляемой законами бурятам».
Возникает вопрос, почему за родоначальнические должности
происходит такая борьба.
У Ордынского же можно найти следующее замечание: «...хотя звание тайши не более, ни менее как блестящий, но пустой «призрак власти», тем не мене'е оно имеет в глазах простых умов какую-то особую прелесть и удовлетворяет некоторым образом их национальному чувству.
Ведь до покорения русскими бурятские тайши пользовались неограниченной властью» [1S7, 31].
Действительно, нельзя не учитывать некий психологический фактор, но с другой стороны, родоначальнические звания не только «удовлетворяли» личные амбиции, но и давали кое-какие существенные привилегии.
Основной привилегией нойонства было освобождение от уплаты ясака, а также от платежа различных существенных повинностей.
А право нойонов производить сбор установленных законом повинностей приводило к распространенной практике взимания «темных поборов2, которые

[Back]