думы, по воле истории оказавшиеся главными органами национального самоуправления; Роль и значение степных дум видится еще и в том, что они внедряли в хозяйственную практику новые формы трудовой деятельности, в обогащении жизненного опыта, а укреплении новых способов и приемов хозяйствования. Характерным в этом плане является проведение под эгидой степных дум ежегодных ярмарок и базаров, способствовавших не только обмену товарами, но и трудовым и духовным опытом. Политика степных дум в области земледелия и сенокошения ограничивала частые перекочевки скотоводов, способствовала переходу аратов к оседлому образу жизни, развитию строительства у бурят. В связи с этим упорядочивался быт, происходила определенная культуризация народа. Так, например, в первой половине XIX века ограничиваются перекочевки селенгинских бурят, появляются дома русского типа, строятся устойчивые деревянные юрты. Баргузинские, кударинские, прибайкальские буряты перекочевывали уже два раза в год. Степные думы занимались и вопросами народного образования. Первые начальные школы, немногочисленные училища, появившиеся в начале XX века, находились при степных думах. Количество учащихся в них было Немногочисленным, к тому же учебные заведения часто закрывали из-за отсутствия денежных средств. Степные думы на содержание школ и училищ выделяли малые суммы, а иногда в своих бюджетах даже и не предусматривали школьные расходы и средства на образование. В вопросах развития религии у бурят степные думы играли также важную роль. При лояльном отношении к буддизму, по мере его распространения, думы помогали возводить дацаны, открывать дацанские школы, т.е. степные думы способствовали развитию буддизма, который постепенно вытеснял шаманизм в Забайкалье. Наряду с буддизмом, в Бурятии преимущественно насильственно насаждалось христианство. Степные думы, их председатели тайши, как проводники политики царизма, и здесь имели свое прямое отношение. Деятельность степных дум по распространению христианства среди бурят носила противоречивый характер. Но будучи главным органом национального самоуправления степные думы должны были заниматься распространением христианства и укреплением буддизма в Бурятии. Особой формой управления являлись общественные собрания сугланы при степных думах, созываемые для обсуждения вопросов о сборах и повинностях, о земельных делах, об избрании должностных лиц и т.д. Таких собраний во всех бурятских ведомствах проводилось достаточно много. Так, например, в 1839 году при Баргузинской степной думе на 72 |
ill # Mb Все эти цитаты, взятые из отчетов степных дум различных ведомств, свидетельствуют об их активной организующей деятельности, о четком учете, который вели думы по всем отраслям хозяйственной деятельности соплеменников, о соблюдении строгой отчетности, норм и правил канцелярской исполнительской работы. Все инородческие степные думы выполняли обязанности по улучшению условий жизни и быта, хозяйственной деятельности и культуры соплеменников. Безусловно, в развитии животноводства, в широком внедрении земледелия, народной промышленности большую роль сыграли степные думы, по воле истории оказавшиеся главными органами национального самоуправления. Роль и значение степных дум видится еще и в том, что они внедряли в хозяйственную практику новые формы трудовой деятельности, в обогащении жизненного опыта, а укреплении новых способов и приемов хозяйствования. Характерным в этом плане является проведение под эгидой степных дум ежегодных ярмарок и базаров, способствовавших не только обмену товарами, но и трудовым и духовным опытом. Политика степных дум в области земледелия и сенокошения ограничивала частые перекочевки скотоводов, способствовала переходу аратов к оседлому образу жизни, развитию строительства у бурят. В связи с этим упорядочивался быт, происходила определенная культуризация народа. Так, например, в первой половине XIX века ограничиваются перекочевки селенгинских бурят, появляются дома русского типа, строятся устойчивые деревянные юрты. Баргузинские, кударинские, прибайкальские буряты перексъ чевывали уже два раза в год. ♦ Степные думы занимались и вопросами народного образования. Первые начальные школы, немногочисленные училища, появившиеся в начале XIX века, находились при степных думах. Количество учащихся в них было немногочисленным, к тому же учебные заведения часто закрывали из-за от сутствия денежных средств. Степные думы на содержание школ и училищ выделяли малые суммы, а иногда в своих бюджетах даже и не предусматривали школьные расходы и средства на образование. В вопросах развития религии у бурят степные думы играли также важную роль. При лояльном отношении к буддизму, по мере его распространения, думы помогали возводить дацаны, открывать дацанские школы, т.е. степные думы способствовали развитию буддизма, который постепенно вытеснял шаманизм в Забайкалье. Наряду с буддизмом в Бурятии преимущественно насильственно насаждалось христианство. Степные думы, их председатели тайши, как проводники политики царизма, и здесь имели свое прямое отношение. Деятельность степных дум по распространению христианства среди бурят носила противоречивый характер. Но будучи главным органом национального самоуправления степные думы должны были заниматься и распространением христианства и укреплением буддизма в Бурятии Особой формой управления являлись общественные собрания су главы при степных думах, созываемые для обсуждения вопросов о сборах и повинностях, о земельных делах, об избрании должностных лиц и т.д. Таких собрании во всех бурятских ведомствах проводилось достаточно много. Так, например, 1839 году лри Баргузинской степной думе на собрании родовых сайтов и старшин обсуждался указ Иркутской казенной палаты «о мерах к обеспечению кормом скота» [НАРБ, ф.7, оп.1, д.2, л.4], на сугланах ольхонских бурят зачитывалось «Положение о распространении землепашества и разведении картофеля» с тем, чтобы насильственно заставить ольхонских бурят заниматься земледелием вопреки естественно-географическим условиям. Общественные сугланы также как и другие формы управления имели большую дисциплинарную роль и значение. |