учреждений, которые в новых условиях должны были обеспечить проведение колонизаторской политики самодержавия, охрану его интересов, взыскание податей и выполнение повинностей, ведать каторгой и ссылкой, казенными заводами, производить различные сборы для казны.56 Национальная программа царизма предусматривала подчинение оседлых аборигенов общим крестьянским учреждениям и установлениям, и на основе этого скорейшую русификацию аборигенов края. В отношении кочевых и бродячих жителей предлагалось изыскать средства для привлечения их к оседлости и ограждению от разных притеснений.5 Определение конкретных мер в этом направлении следовало предоставить местной администрации, которая в основу своих действий обязывалась положить принцип незыблемости главных оснований Сибирского учреждения 1822 года. Выражая пожелания мелочных улучшений быта аборигенов, правительство вместе с тем подчеркивало незыблемость прав Кабинета на ясачную ренту с народов Сибири.58 Эта политика правительства не обошла стороной и бурятский народ. Таким образом, перед царизмом встал вопрос какими именно средствами можно было устроить ясачный сбор с сибирских инородцев, чтобы он, не стесняя инородцев, не препятствовал обращению их к оседлости и не уменьшал доходов Кабинета. В 70-80-х годах как само правительство, так и местная администрация признали необходимым изменить организацию управления народами Сибири. В правительственных кругах наблюдается стремление к подчинению аборигенов русскому законодательству. Эта тенденция находилась в неразрывной связи с общим внутриполитическим курсом самодержавия, лишавшим нерусские народы той малой доли самоуправления, которая имела место по «Уставу об управлении инородцев» 1822 года. Реорганизация степного управления у инородцев Сибири в конце XIX начале XX веков затрагивала положение степных дум различных ведомств Бурятии. Представляется необходимым затронуть вопрос о статусе бурятских дум в системе местных органов власти, выяснив, какое значение придавала русская администрация степным думам. Предоставляя инородческим начальникам, в первую очередь заседателям думы, управление подведомственным населением, высшие инстанции не подвергали “ История Сибири. Т.3. Л., 1968. С.77. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народа Сибири в XIX начале XX вв. Иркутск, 1986. С.54 Мороховец Е.А. Внутренняя политика царизма в 60-х и 70-х гг. // История СССР. Россия в период капитализма (1856-1894). Ч.З. Социально-экономическая и политическая история. М., 1951. С.332. 74 |
§3.1 Реформа административного управления в конце XIX начале XX вв. * Вопрос о реформе управления населением Бурятии входил в общий вопрос реформы управления всеми сибирскими аборигенами. Этот вопрос в первые пореформенные десятилетия неоднократно обсуждался в правительственных кругах и среди местного чиновничества. Это было связано с предпринимаемыми самодержавием попытками распространить на Сибирь положения крестьянской реформы 1861 года и полностью подчинить народы Сибири действию законодательства о крестьянах. Однако отсутствие у правительства четкой программы реализации намеченных целей порождало противоречивость поступавших предложений. Следствием этого обстоятельства явилась непоследовательность политики по отношению к сибирским аборигенам, что было прямым порождением общего внутри правительственного курса царизма этого периода [245, 185]. В первой половине XIX века управление народами Сибири основывалось на принципах «Устава об управлении инородцев» 1822 года. В дальнейшем в общих чертах основные положения Устава были подтверждены Вторым сибирским комитетом в 1852 году. Национальная программа царизма предусматривала подчинение оседлых аборигенов общим крестьянским учреждениям и установлениям. В отношении кочевых и бродячих коренных жителей предлагалось изыскать средства для привлечения их к оседлости и «ограждению от различных притеснений» [245, 186]. Определение конкретных мер в этом направлении следовало предоставить местной администрации, которая в основу своих действий обязывалась положить принципы незыблемости главных оснований Сибирского учреждения 1822 года. Выражая пожелания мелких улучшений быта аборигенов, правительство вместе с тем подчеркивало права Кабинета на ясачную ренту с народов Сибири. Составители программы признавали, что «ясачный сбор по многим §3.2 Введение волостного управления. • Вступление России на путь капитализма оказало сильнейшее влияние на развитие восточных окраин империи. Значительно усложнились задачи административных, полицейских и судебных учреждений, которые в новых условиях должны были обеспечить проведение колонизаторской политики самодержавия, охрану его интересов, взыскание податей и выполнение по* винностей, ведать каторгой и ссылкой, казенными заводами, производить различные сборы для казны [161, т.З, 77]. Национальная программа царизма предусматривала подчинение оседлых аборигенов общим крестьянским учреждениям и установлениям, и на основе .этого скорейшую русификацию аборигенов края. В отношении кочевых и бродячих жителей предлагалось изыскать средства для привлечения их к оседлости и ограждению от разных притеснений [126, 54]. Определение конкретных мер в этом направлении следовало предоставить местной администрации, которая в основу своих действий обязывалась положить принцип незыблемости главных оснований Сибирского учреждения 1822 года. Выражая пожелания мелочных улучшений быта аборигенов, правительство вместе с тем подчеркивало незыблемость прав Кабинета на ясачную ренту с народов Сибири [184, 332]. Эта политика правительства не обошла стороной и бурятский народ. Таким образом, перед царизмом встал вопрос какими именно средствами можно было устроить ясачный сбор с сибирских инородцев таким образом, чтобы этот сбор, не стесняя инородцев, не препятствовал обращению их к оседлости и не уменьшал доходов Кабинета. В 70-80-х годах как само правительство, так и местная администрация признали необходимым изменить организацию управления народами Сибири. В правительственных кругах наблюдается стремление к подчинению аборигенов русскому законодательству. Эта тенденция находилась в неразрывной связи с общим внутри 115 * политическим курсом самодержавия, лишавшим нерусские народы той малой доли самоуправления, которая имела место по «Уставу об управлении инородцев» 1822 года. Реорганизация степного управления у инородцев Сибири в конце XIX начале XX веков означала степных дум различных ведомств Бурятии. Говоря об этом, представляется необходимым затронуть вопрос о статусе бурятских дум в системе местных органов власти, выяснив, какое значение придавала русская администрация степным думам. Предоставляя инородческим начальникам, в первую очередь заседателям думы, управление подведомственным населением, высшие инстанции не подвергали сомнению право своего решающего голоса, так что о реальной самостоятельности родоначальников вряд ли стоит говорить. Данную ситуацию точно охарактеризовал Н.М. Ядринцев: «Степные думы, проектируемые для инородцев, должны были доставить самостоятельное управление, на практике же они подчинились земским судам и сделались чем-то вроде волостных правлений» [243, 521]. Конечно нельзя назвать нойонов «слепыми исполнителями воли русской администрации». Как отмечает Е.М. Залкинд, «на практике требования закона сплошь и рядом попирались, в улусах царили произвол и беззакония» [154,305]. Действительно, круг обязанностей родоначальников был очень широк, « они ведали всеми административными, хозяйственными и судебными (за исключением криминальных) делами, вверенного им населения, но русские власти играли роль высшей инстанции по всем вопросам управленческой деятельности. Однако доля иллюзии самостоятельности родоначальников, по всей видимости, вызывала у администрации сильное раздражение. Еще раз отметим, что власти проводили по отношению к нойонству двойственную политику: с одной стороны, они поддерживали тайшей. шуленг, как свою основ< |