Проверяемый текст
Балданов Сергей Саянович. Административное управление Российским государством Бурятией, вторая половина ХVII в. - 1917 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 76]

а господина тайшу с госпожой думой ...упразднить».62 Неизвестно, какие надежды возлагались этими доводами на инородные управы, но весьма характерно, что формальным поводом к мероприятиям, предпринятым Губернским правлением по ликвидации степных дум среди бурят Иркутской губернии, послужило вдруг возникшее нежелание мириться более с нарушением законодательства, то есть с тем фактом, что думы самовольно присвоили себе обязанности управ.
Эта мотивировка лежит в основе предписания генералгубернатора графа Игнатьева, разосланного в бурятские ведомства в феврале 1884 года.
Данное предписание имеет целью оповестить население о грядущих изменениях в составе их управлений и дать обоснование необходимости скорейшего проведения реорганизационных мероприятий.
Вот, что писал Игнатьев:
«Положение Устава 1822 года...
действующее...
и в настоящее время,
устанавливает самые простые формы выборного управления, соответствующие степени развития, обычаям и условиям быта инородцев.
По сим этого закона в инородческом управлении должно быть две степени управления: 1) Родовое управление, состоящее из старосты и одного-двух помощников, и 2) Инородная управа в лице одного головы и двух выборных.
Только для исключительно хозяйственных дел многих родов, соединенных вместе, дозволялось иметь, и то лишь Забайкальским бурятам, еще третью степень Степную Думу.
Между тем, при первом же обозрении мною инородческих ведомств Иркутской губернии, я нашел, что в большинстве ведомств вместо двух, предусмотренных законом, действуют три степени управления...».63
Думается, что вместе с нежеланием мириться с нарушением законодательства поводом к ликвидации степных дум являлось чрезмерное злоупотребление властью бурятскими тайшами и, как следствие, нарастающая борьба простого бурятского народа против нойонов.
Тайши во второй половине XIX века управляли делами ведомств почти бесконтрольно.
В газете «Восточное обозрение» отмечалось: «Власть тайшей и нойонов очень обширна.
Они соединяют под своим началом иногда до тридцати тысяч душ и, хотя стеснены вмешательством русских земских чиновников, но при условии дружбы с последними делают с инородцами, что хотят.
Случается, что по просьбе тайшией чиновники секут бурят массами».64
У бурят задолго до введения Устава 1822 года сложилась должностная иерархия нойонов: тайши, зайсаны и шуленги.
При этом
/у*) Ордынский А.К.
Очерки бурятской жизни.
Тобольск.
1896 С.32-33.
63 НАРБ.
Ф.1.
Оп.2.
Д.
156.
Л.98.
Восточное обозрение.
1884.
№27.
76
[стр. 59]

58 Прослеживая историю России XIX века по интересующей нас проблеме, можно убедиться, что все эти вышеуказанные предложения и проекты так и не были осуществлены.
К числу реализованных правительством программ относится лишь реформа местного управления аборигенами в Иркутт ской губернии, осуществленная в 80-х годах XIX века.
Данная реформа непосредственно касается исследуемой темы и требует подробного рассмотрения..
* Ликвидация степных дум среди бурят Иркутской губернии имела своей целью добиться уничтожения относительной самостоятельности местных тайшей.
Вместе с тем Губернское правление ставило задачу создания такой организации административного аппарата, которая отвечала бы новым требованиям политики царизма.
Таким аппаратом управления должна была отныне стать инородная управа с подчиненными ей родовыми управлениями.
Чиновники в проведении политики царизма, при этом, стремились опереться не только на нойонство, но и на укреплявшуюся улусную буржуазию кулачество [159,462].
4* Формальным .
поводом к мероприятиям, предпринятым Губернским правлением по ликвидации степных дум среди бурят Иркутской губернии послужило
то обстоятельство, что к концу XIX века у бурят Иркутской гу♦ бернии существовали вместо двух положенных по закону три степени управления: первая родовое управление, вторая инородная управа и третья степная дума.
«Между тем, писал вступивший на пост генералгубернатора граф Игнатьев, при первом же обозрении мною инородческих ведомств Иркутской губернии я нашел в большинстве ведомств вместо двух предусмотренных законом, действует три степени управления, а именно: в большинстве ведомств Степные думы, а в некоторых Инородные управы, затем Родовые управления и улусные старшины» [ГАИО, ф.24, оп.4, д.2, W л.8].


[стр.,117]

ную опору в улусах, а с другой не давали им забирать в свои руки чрезмерную власть.
Нельзя не отметить то факт, что во второй половине XIX века начинается отказ от некоторых привилегий нойонства, в частности, ликвидируется принцип наследственности при избрании родоначальников, а с 1883 года все нойоны, за редким исключением, стали избираться на трехлетний срок [86, 288].
Наверное даже ‘частичное соблюдение каких-то исторических традиций казалось русским властям слишком обременительным.
Между тем, изменение в «политической» линии губернского начальства совпало с внутриведомственными брожениями умов по поводу упразднения тайшинской должности.
«Встречаются уже между бурятами и такие вольнодумцы, которые видят, как в тайше, так и в самой степной думе лишние обузы для ведомства», читаем у Ордынского.
К чему нам, говорят они.
этот господин тайша и эта госпожа степная дума, когда вся власть находится в руках исправника, и ни тайша, ни дума не в силах ничего сделать без его соизволения?.*.
Не лучше ли разделить и все наше ведомство на инородные управы, каждая с головою и при двух выборных, а господина тайшу с госпожой думой ...упразднить» [187,32-33].
Неизвестно, какие надежды возлагались этими доводами на инородные управы, но весьма характерно, что формальным поводом к мероприятиям, предпринятым Губернским правлением по ликвидации степных дум среди бурят Иркутской губернии, послужило вдруг возникшее нежелание мириться более с нарушением законодательства, то есть с тем фактом, что думы самовольно присвоили себе обязанности управ.
» Эта мотивировка лежит в основе предписания генералгубернатора графа Игнатьева, разосланного в бурятские ведомства в феврале 1884 года.
Данное предписание имеет целью оповестить население о грядущих изменениях в составе их управлений и дать обоснование необходимости скорейшего проведения реорганизационных мероприятий.
Вот, что писал Игнатьев:


[стр.,118]

«Положение Устава Г822 года...
действующее...
и в настоящее время,
устанзвливает самые простые формы выборного управления, соответствующие степени развития, обычаям и условиям быта инородцев.
По сим этого закона в инородческом управлении должно быть две степени управления: 1) Родовое управление, состоящее из старосты и одного-двух помощников, и 2) Инородная управа в лице одного головы и двух выборных.
Только для исключительно хозяйственных дел многих родов, соединенных вместе, дозволялось иметь, и то лишь Забайкальским бурятам, еще третью степень Степную Думу.
Между тем, при первом же обозрении мною инородческих ведомств Иркутской
^бернии, я нашел, что в большинстве ведомств вместо двух, предусмотренных законом, действуют три степени управления...» [НАРБ, ф.1, оп.2, д.156, л.98].
Думается, что вместе с нежеланием мириться с нарушением законодательства поводом к ликвидации степных дум являлось чрезмерное злоупотребление властью бурятскими тайшами и, как следствие, нарастающая борьба простого бурятского народа против нойонов.
Тайши во второй половине XIX века управляли делами ведомств почти бесконтрольно.
В газете «Восточное обозрение» отмечалось: «Власть тайшей и нойонов очень обширна.
Они соединяют под своим началом иногда до тридцати тысяч душ и, хотя стеснены вмешательством русских земских чиновников, но при условии дружбы с последними делают с инородцами, что хотят.
Случается, что по просьбе тайшией чиновники секут бурят массами»
[25, №27, 1884].
У бурят за долго до введения Устава 1822 года сложилась должностная иерархия нойонов: тайши, зайсаны и шуленги.
При этом
должность тайши была самой почетной, а сам тайша наиболее влиятельной личностью.
Ему подчинялись все подведомственные бурятыкрестьяне.
При наличии большого количества скота, в распоряжении тайши находились широкие и просторные пастбища.
Так, например, общая площадь земли у тайши идинских

[Back]