Проверяемый текст
Балданов Сергей Саянович. Административное управление Российским государством Бурятией, вторая половина ХVII в. - 1917 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 81]

инородных управы: Еланцинскую и Кутульскую.
С ликвидацией степных дум и упразднением должности главных родоначальников
тайши потеряли среди бурят Иркутской губернии доминирующее положение.
Для кулаков был открыт доступ к высшим должностям степного управления, монополизированным прежде узким кругом тайшинских семейств.
Некоторые из кулаков встали у руля власти во главе инородных управ.
Так, тайша аларской степной думы П.
Баторов, лишившись звания тайши, ограничился должностью головы Аларской инородной управы, уступив руководство двумя другими управами ведомства ныгдинским и куйтинским кулакам.
Кулак Нурхай Хонгоров для того, чтобы занять место головы Верхнеудинской инородной управы, принял православную веру и организовал группу поддержки из зажиточных крестьян, разжигая родовую борьбу.
При поддержке православного духовенства и губернских чиновников, он достиг свей
79 цели.
Бурятские крестьяне, избавившись от деспотизма тайшей, теперь оказались в прямой зависимости от кулачества и чиновников царской администрации.
Примерно такую же картину можно было наблюдать и в Забайкалье.
Вообще, в конце XIX и в начале XX веков вопросы колонизаторской поли.
тики царизма по отношению к Сибири встали с особой остротой.
Острота эта зависела от неразрывной связи колонизаторской политики с общегосударственными интересами.
В интересах укрепления русского государства на Востоке, защиты государственной территории, а также делах экономического развития России, было необходимо укрепить Восточную Сибирь в экономическом отношении, увеличить количество населения, развить здесь промышленность и сельское хозяйство.

Характеристика общественного строя бурят до начала XX века будет неполной без рассмотрения той роли, которую играла в нем религия.
Политика царского правительства в отношении ламаизма была двойственной.
Так, при утверждении "Положения о ламайском духовенстве" в 1853 году Николай I наложил резолюцию: "Считать утвержденным, но не вносить в свод законов.
С одной стороны, царизм поощрял распространение среди бурят и других народностей Сибири православия, оказывая покровительство и содействие христианскому духовенству, давая предписания по ограничению числа дацанов (буддийских монастырей) и лам (монахов).
Один из известных исследователей Сибири В.
Птицын свидетельствовал, что "существующее положение буддизма в России нормировано в наших законах "Положением Ц ГАИО.
Ф.24.
Оп.1.
Д.2.
Л.3-24.
История Бурят-Монгольской АССР.
Т.
1.
Улан-Удэ, 1654 С.458-459.
*70 81
[стр. 124]

123 С ликвидацией степных дум и упразднением должности главных родоначальников, тайшн потеряли среди бурят Иркутской губернии доминирующее положение.
Для кулаков был открыт доступ к высшим должностям степного управления, монополизированным прежде узким кругом тайшинских семейств.
Некоторые из кулаков встали у руля власти во главе инородных управ.
Так, тайша аларской степной думы П.
Баторов, лишившись звания тайши, ограничился должностью головы Аларской инородной управы, уступив руководство двумя другими управами ведомства ныгдинским и куйтинским кулакам.
Кулак Нурхай Хонгоров для того, чтобы занять место головы Верхнеудинской инородной управы, принял православную веру и организовал группу поддержки из зажиточных крестьян, разжигая родовую * борьбу.
При поддержке православного духовенства и губернских чиновников, он достиг свей
цели [ 159, 458-459].
Бурятские крестьяне, избавившись от деспотизма тайшей, теперь оказались в прямой зависимости от кулачества и чиновников царской администрации.
Примерно такую же картину можно было наблюдать и в Забайкалье.
Вообще, в конце XIX и в начале XX веков вопросы колонизаторской политики царизма по отношению к Сибири встали с особой остротой.
Острота эта зависела от неразрывной связи колонизаторской политики с общегосударственными интересами.
В интересах укрепления русского государства на Востоке, защиты государственной территории, а также делах экономического развития России, было необходимо укрепить Восточную Сибирь в экономическом отношении, увеличить количество населения, развить здесь промышленность и сельское хозяйство.

Осуществление таких мер происходило в условиях нараставшего крестьянского движения.
В плане аграрной реформы особое место занимал вопрос о переселении .крестьян в Сибирь, отвлекая их тем самым от вооруженных действий.
Принимался ряд быстро следующих одно за другим праI I

[Back]