Проверяемый текст
Балданов Сергей Саянович. Административное управление Российским государством Бурятией, вторая половина ХVII в. - 1917 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 82]

о ламайском духовенстве Восточной Сибири", утвержденным Николаем I 15 мая 1853 года.
Положением этим существование буддизма в России признано, но исповедание его обставлено многочисленными условиями.
Особенно ограничены и подробно регламентированы Положением права и обязанности буддийских духовных лиц, лам, и первенствующего ламы, бандидо-хамбо (звание, соответствующее епископскому).
Ламам (по Положению) запрещается переходить за пределы своих монастырей и приходов без особого на каждый раз разрешения забайкальского губернатора.
Поездка в какой-нибудь подчиненный ему дацан добывается хамбо-ламой с большими затруднениями (раньше это стоило несколько тысяч рублей)...
Постройка новых дацанов безусловно запрещена бурятам.
Даже добывание разрешения на поправку и необходимую починку существующих дацанов сопряжено с большими затруднениями и расходами".
С другой стороны, царское правительство легализовало ламаизм и стремилось использовать его в своих целях.
Царизм учитывал влияние буддизма на бурятское население.
Кроме того, играли известную роль интересы внешней политики царизма, который стремился распространить свое влияние в Монголии.
Правительство хотело показать халхасским князьям свою "веротерпимость" к ламаизму.
В результате такой политики правительственные мероприятия фактически способствовали централизации ламской иерархии и усилили влияние ламайского духовенства.
Осуществление таких мер происходило в условиях нараставшего крестьянского движения.
В плане аграрной реформы особое место занимал вопрос о переселении крестьян в Сибирь, отвлекая их тем самым от вооруженных действий.
Принимался ряд быстро следующих одно за другим
правительственных мероприятий, направленных на освоение сибирских свободных земель.
Одним из таких мероприятий явилось «высочайшее повеление » 18 декабря 1896 года, в котором говорилось; «Учредить в Санкт-Петербурге совещание о поземельном устройстве населения
Забайкальской области».
Совещание постановило для выяснения положения землевладения и землепользования в Забайкальской области произвести в течение 1897 года специальное исследование под руководством комиссии, возглавляемой статс-секретарем Куломзиным.
Комиссией были собраны обширные и разнообразные сведения о сельском хозяйстве, административном строе более полумиллиона населения Забайкальской области.
Весь материал был обработан и издан
в конце 1898 года в виде 16 пунктов.
Аналогичные исследования проводились и в других ведомствах Сибири и все эти работы имели целью научно обосновать законы
82
[стр. 124]

123 С ликвидацией степных дум и упразднением должности главных родоначальников, тайшн потеряли среди бурят Иркутской губернии доминирующее положение.
Для кулаков был открыт доступ к высшим должностям степного управления, монополизированным прежде узким кругом тайшинских семейств.
Некоторые из кулаков встали у руля власти во главе инородных управ.
Так, тайша аларской степной думы П.
Баторов, лишившись звания тайши, ограничился должностью головы Аларской инородной управы, уступив руководство двумя другими управами ведомства ныгдинским и куйтинским кулакам.
Кулак Нурхай Хонгоров для того, чтобы занять место головы Верхнеудинской инородной управы, принял православную веру и организовал группу поддержки из зажиточных крестьян, разжигая родовую * борьбу.
При поддержке православного духовенства и губернских чиновников, он достиг свей цели [ 159, 458-459].
Бурятские крестьяне, избавившись от деспотизма тайшей, теперь оказались в прямой зависимости от кулачества и чиновников царской администрации.
Примерно такую же картину можно было наблюдать и в Забайкалье.
Вообще, в конце XIX и в начале XX веков вопросы колонизаторской политики царизма по отношению к Сибири встали с особой остротой.
Острота эта зависела от неразрывной связи колонизаторской политики с общегосударственными интересами.
В интересах укрепления русского государства на Востоке, защиты государственной территории, а также делах экономического развития России, было необходимо укрепить Восточную Сибирь в экономическом отношении, увеличить количество населения, развить здесь промышленность и сельское хозяйство.
Осуществление таких мер происходило в условиях нараставшего крестьянского движения.
В плане аграрной реформы особое место занимал вопрос о переселении .крестьян в Сибирь, отвлекая их тем самым от вооруженных действий.
Принимался ряд быстро следующих одно за другим
праI I

[стр.,125]

124 вительственных мероприятий, направленных на освоение сибирских свободных земель.
Одним из таких мероприятий явилось «высочайшее повеление » 18 декабря 1896 года, в котором говорилось: «Учредить в СанктПетербурге совещание о поземельном устройстве населения
Забайк&зьской ^ области» [198,4].
Совещание постановило для выяснения положения землевладения и землепользования в Забайкальской области произвести в течение 1897 года специальное исследование под руководством комиссии, возглавляемой статс-секретарем Куломзиным.
Комиссией были собраны обширные и разнообразные сведения о сельском хозяйстве, административном строе более полумиллиона населения Забайкальской области.
Весь материал был обработан и издан
з конце 1898 года в виде 16 пунктов.
Аналогичные исследования проводились и в других ведомствах Сибири и все эти работы имели целью научно обосновать законы
правительства по землеустройству, посадить население на строго определенные наделы, а земли, превышающие нормы, изъять под колонизационный фонд [161, т.З, ■А 3181.
Земли, изъятые у сельских и -улусных обществ до вышеприведенного исследования, отводились под собственность нойонов, дацанов, монастырей, царя («земли Кабинета и его ведомства») и для расселения переселенцев.
К концу XX века прежние пустопорожние земли были использованы почти полностью.
Для продолжения переброски новых партий переселенцев было необходимо изыскивать новые земельные фонды.
Отвод земель монастырям.
Кабинету, дацанам, нойонам производился за счет урезания земель простого населения.
Это приводило к сокращению земельной площади и вынуждало простых аратов и крестьян прибегать к аренде пастбищных угодий, чтобы' прокормить свой скот, который содерф жался круглый год на подножном корму.
К аренде пастбищных угодий одинаково прибегали крестьяне хоринского, селенгинского и агинского ве

[Back]