Проверяемый текст
Балданов Сергей Саянович. Административное управление Российским государством Бурятией, вторая половина ХVII в. - 1917 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 83]

правительства по землеустройству, посадить население на строго определенные наделы, а земли, превышающие нормы, изъять под колонизационный фонд.80 Земли, изъятые у сельских и улусных обществ до вышеприведенного исследования, отводились под собственность нойонов, дацанов, монастырей, царя («земли Кабинета и его ведомства») и для расселения переселенцев.
К концу XX века прежние пустопорожние земли были использованы почти полностью.
Для продолжения переброски новых партий переселенцев было необходимо изыскивать новые земельные фонды.
Отвод земель монастырям, кабинету, дацанам, нойонам производился за счет урезания земель простого населения.
Это приводило к сокращению земельной площади и вынуждало простых аратов и крестьян прибегать к аренде пастбищных угодий, чтобы прокормить свой скот, который
содержался круглый год на подножном корму.
К аренде пастбищных угодий одинаково прибегали крестьяне хоринского, селенгинского и агинского ведомств.

«Так как ламы сами хозяйство не ведут, писал В.
Трейден, а инородцы частью нуждаются в покосах, то отрезанные дацанам земли почти всегда снимаются прежними их владельцами, то есть целыми обществами, из земель, которых сделан надел дацану».81
Сокращение земельных угодий, сосредоточение их в руках казны, монастырей, нойонов и кулаков явились причиной обострения борьбы за землю.
В 1900 году был издан закон «Главные основания поземельного устройства крестьян и
инородцев Забайкальской области», по которому забайкальские буряты наделялись землей по основной норме в 15 десятин на душу мужского пола.
В исключительных случаях «по уважительным местным условиям» допускалась с разрешения главного управляющего землеустройством и земледелием прирезка земель сверх пятнадцати десятинной нормы по ходатайствам общин и селений, поддержанным местной властью.82
Новый закон грозил дополнительной урезкой земель и превращением их в казенно-оброчные статьи.
Если вдуматься в тот факт, что крестьянам придется вести свое скотоводческое хозяйство на 15-30 десятинном наделе, то нетрудно догадаться какой перспективой грозил этот новый закон для простых аратов.
Он напрямую затрагивал интересы
История Сибири.
Т.З.
Л., 1968 С.318.
Высочайше утвержденная под председательством статс-секретаря комиссия для исследования земледелия и землепользования в Забайкальской области.
Материалы.
СПб, 1898.
Вып.

9 С.47.
Там же.
С.48.
83
[стр. 125]

124 вительственных мероприятий, направленных на освоение сибирских свободных земель.
Одним из таких мероприятий явилось «высочайшее повеление » 18 декабря 1896 года, в котором говорилось: «Учредить в СанктПетербурге совещание о поземельном устройстве населения Забайк&зьской ^ области» [198,4].
Совещание постановило для выяснения положения землевладения и землепользования в Забайкальской области произвести в течение 1897 года специальное исследование под руководством комиссии, возглавляемой статс-секретарем Куломзиным.
Комиссией были собраны обширные и разнообразные сведения о сельском хозяйстве, административном строе более полумиллиона населения Забайкальской области.
Весь материал был обработан и издан з конце 1898 года в виде 16 пунктов.
Аналогичные исследования проводились и в других ведомствах Сибири и все эти работы имели целью научно обосновать законы правительства по землеустройству, посадить население на строго определенные наделы, а земли, превышающие нормы, изъять под колонизационный фонд [161, т.З, ■А 3181.
Земли, изъятые у сельских и -улусных обществ до вышеприведенного исследования, отводились под собственность нойонов, дацанов, монастырей, царя («земли Кабинета и его ведомства») и для расселения переселенцев.
К концу XX века прежние пустопорожние земли были использованы почти полностью.
Для продолжения переброски новых партий переселенцев было необходимо изыскивать новые земельные фонды.
Отвод земель монастырям.
Кабинету, дацанам, нойонам производился за счет урезания земель простого населения.
Это приводило к сокращению земельной площади и вынуждало простых аратов и крестьян прибегать к аренде пастбищных угодий, чтобы' прокормить свой скот, который
содерф жался круглый год на подножном корму.
К аренде пастбищных угодий одинаково прибегали крестьяне хоринского, селенгинского и агинского ве


[стр.,126]

125 домств, «Так как ламы сами хозяйство не ведут, писал В.
Трейден, а инородцы частью нуждаются в покосах, то отрезанные дацанам земли почти всегда снимаются прежними их владельцами, то есть целыми обществами, из земель, которых сделан надел дацану»
[18, вып.9, 47].
■А Сокращение земельных угодий, сосредоточение их в руках казны, монастырей, нойонов и кулаков явились причиной обострения борьбы за землю.
В 1900 году был издан закон «Главные основания поземельного устройства крестьян и
ийородцев Забайкальской области», по которому забайкальские буряты наделялись землей по основной норме в 15 десятин на душу мужского пола.
В исключительных случаях «по уважительным местным условиям» допускалась с разрешения главного управляющего землеустройством и земледелием прирезка земель сверх пятнадцати десятинной нормы по ходатайствам общин и селений, поддержанным местной властью
[18, вып.9,48].
Новый закон грозил дополнительной урезкой земель и превращением их в
казенно-оброчныё статьи.
Если вдуматься в тот факт, что крестьянам » придется вести свое скотоводческое хозяйство на 15-30 десятинном наделе, то нетрудно догадаться какой перспективой грозил этот новый закон для простых аратов.
Он напрямую затрагивал интересы
масс и, неудивительно, что опубликование его вызвало массовое движение, в которое была втянута основная масса бурятского и эвенкийского населения Забайкалья.
Борьба за землю сочеталась с борьбой против волостного управления, закон о введении которого был годом позже.
В одном из донесений 1904 года крестьянский начальник третьего участка Селенгинского уезда С.
Рыбаков сообщал: «Административная реформа пугает этих инородцев не менее, чем земельная, так как они довольно основательно сливают обе реформы в tfr одно целое» [ГАЧО, ф.20, оп.2, д.172, л Л 2].
В донесении от 3 декабря 1903 года этот же крестьянский начальник писал: «3 декабря с.г.
в урочище Се

[стр.,146]

9) .
Общее положение о крестьянах.
Свод законов.
T.IX, особое приложение.
Книга 1.
1902г.-и по продлению 1912г.
Об общественном устройстве и управлении крестьян в Сибири.
10) .
О присвоении волостям, обществам и должностным лицам кочевых инородцев Забайкальской области, а равно и присвоению в местностях, на которые распространяется действие Высочайше утвержденного 2 июня 1898г.
Временного положения, крестьянским начальникам тех участков, в пределах коих имеется инородческое население, название крестьянский и инородческий начальник.
31 июля 1903г.
ПСЗ-№.
Т.23.
Отд.1.
№23320.
11) .
Положение об инородцах.
Свод законов.
Т.2.
1899г.
и по продлению 1912г.
О сибирских инородцах.
* 12) .
Сборник главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью.
Иркутск, 1883.
Т.6.
Вып.1.
с.
199.
13) .
Сборник главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью.
Иркутск, 1885.
т.1.
Вып.1.
14) .
Сборник узаконений об устройстве крестьян и инородцев в гу берниях Сибири.
СПб., 1899.
15) .
Устав об управлении инородцев.
ПСЗ-1.
Т.38.
№29126.
16) .
Учреждение для управления Сибирских губерний.
ПСЗ-1.
Т.38.
№29125.
■’ Б.
Сборники статистических сведений и документов 17) .
Волости и населенные места 1893 года.
СПб., 1894-1896.
Вып.4.
Иркутская губерния.
18) .
Высочайше утвержденная под председательством статс-секретаря комиссия для исследования земледелия и землепользования в Забайкальской области.
Материалы.
СПб.
1898.
Вып.1-16.

19) .
Гирченко В:'Этапы революционного движения в Бурятии // Жизнь 4 Бурятии.
Верхнеудинск, 1925.
№1-2.

[Back]