Проверяемый текст
Балданов Сергей Саянович. Административное управление Российским государством Бурятией, вторая половина ХVII в. - 1917 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 84]

масс и, неудивительно, что опубликование его вызвало массовое движение, в которое была втянута основная масса бурятского и эвенкийского населения Забайкалья.
Борьба за землю сочеталась с борьбой против волостного управления, закон о введении которого был годом позже.
В одном из донесений 1904 года крестьянский начальник третьего участка Селенгинского уезда С.
Рыбаков сообщал; «Административная реформа пугает этих инородцев не менее, чем земельная, так как они довольно —
О"! основательно сливают обе реформы в одно целое».
В донесении от 3 декабря 1903 года этот же крестьянский начальник писал: «3 декабря с.г.
в урочище Селенга
собрались буряты 115 домохозяев.
Не успел я объяснить цель схода, как собравшиеся, волнуясь, заявили: «Не можем принять волость, потому что довольны старым положением, а от нового ждем вреда для себя: 15 десятин для домохозяина будет мало; мы кочуем с места на место, питаемся звероловством и кореньями, по-крестьянски жить не можем; потом расходы увеличатся при волости; всем должностным лицам платить придется...
Какое бы ни было управление, не можем принять новое положение, потому что от него нам будет хуже, и так мы ответим хоть вам, хоть кто придет».84
Но, тем не менее, 23 апреля 1904 года царское правительство издало Временное положение «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области», которым было предусмотрено проведение волостной реформы.
Реформа распространялась только на забайкальских бурят и эвенков.
Буряты иркутской губернии, где ликвидация степных дум прошла в 90-х годах XIX века, остались в стороне.
С введением волостной реформы упразднялось административное
устройство бурят, основанное на устройстве графа Сперанского, имевшего почти восьмидесятилетнюю давность.
По уставу 1822 года учреждения инородческого управления были организованы по родовым деления бурят, основанным на кровной связи, объединявшей членов каждого рода.
Открывая возможность свободного передвижения населения, развитие капиталистических отношений взламывало и уничтожало не только феодальные институты, но также пережитки родового быта.
Бурятские рода утрачивали свое территориальное единство, и члены его перемешивались с членами других родов, расселялись по различным местностям, иногда лежащих одна от другой на довольно большом расстоянии.
Те из органов инородческой администрации, которые были приурочены к
Родовым подразделениям 83 ГАЧО.
Ф.20.
Оп.2.
Д.
172.
Л.
12.
84 ГАЧО.
Ф.20.
Оп.2.
Д.
172.
Л.
12.
84
[стр. 126]

125 домств, «Так как ламы сами хозяйство не ведут, писал В.
Трейден, а инородцы частью нуждаются в покосах, то отрезанные дацанам земли почти всегда снимаются прежними их владельцами, то есть целыми обществами, из земель, которых сделан надел дацану» [18, вып.9, 47].
■А Сокращение земельных угодий, сосредоточение их в руках казны, монастырей, нойонов и кулаков явились причиной обострения борьбы за землю.
В 1900 году был издан закон «Главные основания поземельного устройства крестьян и ийородцев Забайкальской области», по которому забайкальские буряты наделялись землей по основной норме в 15 десятин на душу мужского пола.
В исключительных случаях «по уважительным местным условиям» допускалась с разрешения главного управляющего землеустройством и земледелием прирезка земель сверх пятнадцати десятинной нормы по ходатайствам общин и селений, поддержанным местной властью [18, вып.9,48].
Новый закон грозил дополнительной урезкой земель и превращением их в казенно-оброчныё статьи.
Если вдуматься в тот факт, что крестьянам » придется вести свое скотоводческое хозяйство на 15-30 десятинном наделе, то нетрудно догадаться какой перспективой грозил этот новый закон для простых аратов.
Он напрямую затрагивал интересы масс и, неудивительно, что опубликование его вызвало массовое движение, в которое была втянута основная масса бурятского и эвенкийского населения Забайкалья.
Борьба за землю сочеталась с борьбой против волостного управления, закон о введении которого был годом позже.
В одном из донесений 1904 года крестьянский начальник третьего участка Селенгинского уезда С.
Рыбаков сообщал: «Административная реформа пугает этих инородцев не менее, чем земельная, так как они довольно
основательно сливают обе реформы в tfr одно целое» [ГАЧО, ф.20, оп.2, д.172, л Л 2].
В донесении от 3 декабря 1903 года этот же крестьянский начальник писал: «3 декабря с.г.
в урочище Се


[стр.,127]

126 ленга собрались буряты ...
115 домохозяев.
Не успел я объяснить цель схода, как собравшиеся волнуясь заявили: «Не можем принять волость, потому' что довольны старым положением, а от нового ждем вреда для себя: 15 десятин для домохозяина будет мало; мы кочуем с места на место, питаемся зверо% ловством и кореньями, по крестьянски жить не можем; потом расходы увеличатся при волости; всем должностным лицам платить придется...
Какое бы ни было управление, не можем принять новое положение, потому что от него нам будет хуже, и так мы ответим хоть вам, хоть кто придет»
[ГАЧО, ф.20, оп.2, д.172, л.
12].
Но, тем не менее, 23 апреля 1904 года царское правительство издало Временное положение «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области», которым было предусмотрено проведение волостной реформы.
Реформа распространялась только на забайкальских бурят и эвенков.
Буряты иркутской губернии, где ликвидация степных дум прошла в 90-х годах XIX века, остались в стороне.
С введением волостной реформы упразднялось административное
уст'-jfc.
ройство бурят, основанное на устройстве графа Сперанского, имевшего почти восьмидесятилетнюю давность.
По уставу 1822 года учреждения инородческого управления были организованы по родовым деления бурят, основанным на кровной связи, объединявшей членов каждого рода.
Открывая возможность свободного передвижения населения, развитие капиталистических отношений взламывало и уничтожало не только феодальные институты, но также пережитки родового быта.
Бурятские рода утрачивали свое территориальное единство, и члены его перемешивались с членами других родов, расселялись по различным местностям, иногда лежащих одна от другой на довольно большом расстоянии.
Те из органов инородческой администрации, которые были приурочены к
#; родовым подразделениям бурят, утрачивали свое былое значение, сохранив

[Back]