С введением волостной реформы, учреждением «инородческих» судов и должности крестьянских начальников выдвинулись чиновники нового типа волостные старшины, булучные старосты, инородческие судьи, крестьянские и инородческие начальники, заменившие старых нойонов (тайшей, зайсанов, шуленг). Были упразднены прежние степные думы, инородные управы, родовые управления. Таким образом, новая система местного управления приспособляла административный аппарат к развивавшимся капиталистическим отношениям, установила четкое территориальное деление. Но вместе с тем проведение волостной реформы проводилось для скорейшего решения поставленных царизмом задач по русификации коренного населения региона и унификации системы управления. Решение этих колонизаторских задач отнюдь не предусматривало необходимости считаться с особенностями жителей края, с их традициями, передаваемыми из поколения в поколение на протяжении многих веков. Заинтересованность царизма в этом вопросе была мягко говоря ничтожной. Проведение волостной реформы означало уничтожение и того самоуправления, которое существовало на протяжении почти всего XIX века в лице бурятских степных дум. В пореформенный период царское правительство стремилось приспособить устаревшие учреждения к новым изменившимся условиям, поднять в этой далекой окраине значение власти в глазах населения, то есть усилить над ним надзор. Согласно закону об общественном управлении крестьян Восточной Сибири, крупные волости были раздроблены на более мелкие, а последние делились на сельские общества. С 1886 по 1890 годы было произведено преобразование общественного управления бурят, живших в Иркутской губернии. Были ликвидированы Степные думы, и учреждены вместо них более мелкие, но зато, по признанию царских чиновников, более "гибкие" административные единицы — "инородные управы". Так, Идинская Степная дума, после ее упразднения в 1886 году, была разделена на "инородные управы": Боханскую, Бильчирскую, Укырскую Улейскую и Молькинскую; Верхоленская на Верхнеудинскую, Баяндаевскую и Хоготовскую; Тункинская на Харибятскую, Койморскую и Торскую; Аларская на Аларскую, Ныгдинскую и Куйтунскую; Балаганская на Унгинскую, Нельхайскую, Зунгар-Быкотскую и Ашехабатскую; Кудинская на Абаганатскую, Кудинскую и УстьОрдынскую и, наконец, Ольхонская на Еланцинскую и Кутульскую "инородные управы". Всего, таким образом, вместо семи существовавших Степных дум было образовано двадцать три "инородных управы". Вместе с ликвидацией Степных дум были упразднены должности главных 89 |
132 т стояла из нескольких булучных (сельских) обществ, подчинявшихся крестьянскому начальнику участка. По «положению» 1901 года был учрежден «инородческий» суд, в круг ведения которого входило разрешение подсудных ему дел «на основании существующих... обычаев». Ведению суда подлежали: брачные (о калыме) и семейные дела; о наследовании и разделе имущества; дела по гражданским искам не свыше 2000 рублей. Инородческие суды могли применять наказания: выговор, штраф не свыше 300 рублей; заключение под стражу на срок не свыше 6 месяцев. С введением волостной реформы, учреждением «инородческих» судов и должности крестьянских начальников выдвинулись чиновники нового типа волостные старшины, булучные старосты, инородческие судьи, крестьянские и инородческие начальники, заменившие старых нойонов (тайшей, зайсанов, шуленг). Были упразднены прежние степные думы, инородные управы, родовые управления. Таким образом, новая система местного управления приспособляла административный аппарат к развивавшимся капиталистическим отношениям, установила четкое территориальное деление. Но вместе с тем проведение волостной реформы проводилось для скорейшего решения поставленных царизмом задач по русификации коренного населения региона и унификации системы управления. Решение этих колонизаторских задач отнюдь не предусматривало необходимости считаться с особенностями жителей края, с их традициями, передаваемыми из поколения в поколение на протяжении многих веков. Заинтересованность царизма в этом вопросе была мягко говоря ничтожной. Проведение волостной реформы означало уничтожение и того самоуправления, которое существовало на протяжении почти всего XIX века в лице бурятских степных дум. |