Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 93]

примере структуры управления Прибайкалья и Забайкалья, начиная "Инструкции пограничным дозорщикам" (1728 г.) и кончая Уставом 1822 года.
Изменения, происходившие в системе административнотерриториального управления, не затронули сущности родоплеменной организации бурят.
И лишь с принятием "Куломзинского уложения" государство попыталось ликвидировать родоплеменную организацию и навязать бурятам общепринятую в российских губерниях систему управления, введение которой не отвечало интересам бурятского народа.
Аграрный кризис и обострившиеся на этой почве классовые противоречия в Центральной России ускорили процесс колонизации Сибири и, в частности,
Забайкалья.
В начале XX века переселенческая политика стала рассматриваться правящими кругами империи как
важнейшая государственная задача.
Насаждение "крепкого мужика" на окраинах, в том числе и в Забайкалье, должно было, по мнению правительства, обеспечить не только внутриполитические интересы царизма, но и укрепить военно-стратегическое положение государства.95 В конце XIX — начале XX века на Дальнем Востоке завязывается узел политических противоречий между ведущими империалистическими державами.
С Японо-Китайской войной 1894-1895 годов эти противоречия значительно обострились.

Царское правительство имело свои интересы на Дальнем Востоке в отношении Кореи, Маньчжурии, Северного Китая, Забайкалью же как пограничной области в этих планах отводилась роль плацдарма.
Превращение Забайкалья в такой плацдарм требовало ускоренной колонизации этой территории, резкого увеличения притока русского населения.
Свободных
породных земель для обеспечения такого значительного количества переселенцев было недостаточно.
Это обстоятельство требовало перераспределения земель, имеющихся у инородцев.
Правительство пошло на форсирование аграрной реформы в Забайкалье путем уравнения землепользования скотоводов-кочевников и оседлых
землевладельцев и изъятия инородческих земель в колонизационный фонд для обеспечения будущих переселенцев.
Реализация закона о землеустройстве населения Забайкальской области была сопряжена с основательным потрясением хозяйства и быта бурят и эвенков и не находила понимания, а тем более поддержки, не только у основной массы бурят, но и среди "степной аристократии", в руках которой находился местный родовой аппарат управления.
Поэтому в качестве подготовительной меры, предшествующей поземельному 95 Островский И.В.
Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма.
Новосибирск, 1991.
С.
134.
93
[стр. 149]

148 Усиление диспропорций в развитии экономики общегосударственную проблему, требующую оперативного и вместе с тем между метрополией и национальными окраинами, оживление ассимиляторской тенденции со стороны бюрократии способствовали появлению и проявлению сепаратистских тенденций, носителем которых но преимуществу стала национальная интеллигенция.
Административное рвение русского чиновничества, мало подготовленного к культуртрегерской роли, вызывало нарастание неприязни со стороны формирующихся национальных элит, начавших требовать сначала робко, а затем вес более настойчиво территориальной автономии, децентрализации власти, вплоть до политического самоопределения и отделения от Российской империи1.
Аграрный кризис и обострившиеся на этой почве классовые противоречия в Центральной России ускорили процесс колонизации Сибири и, в частности,
Прибайкалья и Забайкалья.
В начале XX века переселенческая политика стала рассматриваться правящими кругами империи как
важная государственная задача.
Насаждение “крепкого мужика" на окраинах, в том числе в Прибайкалье и Забайкалье, должно было, согласно целям правительства, обеспечить не только внутриполитические интересы, но и укрепить военно-стратегическое положение государства.
В конце XIX начале XX века на Дальнем Востоке завязывается узел
противоречий между ведущими державами.
С Японо-Китайской войной 1894-1895 годов эти противоречия значительно обострились.

Правительство Российской империи имело свои интересы на Дальнем Востоке в отношении Кореи, Маньчжурии, Северного Китая, Забайкалью же, как пограничной области, отводилась роль плацдарма в осуществлении этих планов.
Превращение Забайкалья в такой плацдарм требовало ускоренной колонизации этой территории, резкого увеличения притока русского населения.
Свободных
земель для обеспечения такого значительного 1 См.: В.Шелохаев.
Уроки модернизации старой России.
Отношение к прошлому ключ к будущему.// Отечественная история № 6.
1999.
С.81.


[стр.,150]

149 количества переселенцев было недостаточно.
Для решения проблемы необходимо было перераспределить имевшийся земельный фонд за счет “породных” земель инородцев.
Правительство пошло на форсирование аграрной реформы в Забайкалье путем уравнения землепользования скотоводов-кочевников и оседлых
земледельцев и изъятия инородческих земель в колонизационный фонд для обеспечения будущих переселенцев.
Несколько раньше вопросы аграрной политики получили развитие в Иркутской губернии.
Аграрная политика губернских властей строилась в русле общего колонизационного курса правительства, которое рассматривало занимаемые бурятами земли как собственность казны и Кабинета.
Исходя из этого, земельные наделы бурят должны были быть отведены им в пользование, но не в собственность, что позволяло изымать необходимое количество земли в колонизационный фонд, а также увеличить с инородцев сборы государственной оброчной подати за пользование землей.
С принятием правительственных решений по организации поземельного устройства в 1896 и 1898 годах в Иркутской губернии на землях бурят развернулись работы по подготовке переселенческих участков.
Это вызвало протесты со стороны бурятских ведомств, которые вылились в дальнейшем в широкое национальное движение, направленное против земельной реформы.
Весной и летом 1899 года на имя иркутского генералгубернатора поступило одиннадцать жалоб от Иркутского, Балаганского и Верхоленского округов, которые были оставлены без внимания1.
После этого, в октябре 1899 года, представители шестнадцати бурятских ведомств обратились с ходатайством о приостановлении реформы в министерство земледелия и государственных имуществ, ряд обращений был адресован министерству внутренних дел.
Учитывая протесты бурятского населения, а также то, что еще продолжалось освоение “свободных” земель на северозападе губернии, в мае 1900 года поземельное устройство бурят Иркутской 1 РГИА Ф.1291.
Оп.84.
Д.15.
4.1.
1896 г., Л.
132-134.

[Back]