Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 97]

временем непременно будет противоречить нашему кочевому хозяйству и духовному быту".
Отсрочить введение реформы просили буряты 1-го и 2го Сартулового
родов Верхнеи Нижне-Баргултайского десятков, Гыгетуйского-Нарынского, Торейского, Алсанского и других десятков.
Аналогичную просьбу высказал сход бурят 1-го Табангутского и 1-го Сартулового родов Ичетуйского десятка, состоявшийся 15 декабря 1903 года.
Отказались выбирать должностных лиц буряты 2-го участка Верхнеудинского уезда.
15 декабря 1903 года военный губернатор представил начальству списки волостей, население которых отказалось от выборов.
Приведенный перечень волостей
свидетельствует о широте движения, развернувшегося против реформы.
С протестом выступили Агинская, Цугольская, Онгоцонская волости, а также Оронгойская волость Селенгинского уезда, Ходайская волость Верхнеудинского уезда.
22 декабря 1903 года военный губернатор доносил приамурскому генералгубернатору, что, по полученным от крестьянских начальников сведениям, добровольных выборов должностных лиц кочевыми инородцами нигде не состоялось.

Будучи современником тех событий, Л.
Штернберг, характеризуя, быть может, несколько эмоционально накал движения, писал: "маленький изолированный народец, доведенный до крайности агрессивными мерами против его исконных учреждений, начиная с 1902 года шаг за шагом мужественно отстаивает свои вольности, вплоть до поголовных отказов выбирать сверху навязываемых властей и до насильственного возвращения земель..." После 1902 года "...старая лояльность бурят кончилась и с этого момента начинается поворот, который мало-помалу склонил симпатии бурят на сторону освободительного движения".99 О том, что обстановка в Забайкалье в 1903 году значительно осложнилась по сравнению с 1902 годом, говорит тот факт, что повеление царя об открытии с 1 января 1903 года новых органов управления и суда бурят и эвенков не было выполнено.
Вновь назначенный приамурский генерал-губернатор Суботич был встречен по прибытии в Забайкалье
"представителями и депутатами как родовичами, так и простыми людьми из всех ведомств бурят и тунгусов, которые отказались принять реформу общественного устройства и суда по положению 23 апреля 1901 года..." В своем письме министру внутренних дел В.К.
Плеве он сообщал:
вопросу о земле собравшиеся представители инородцев относились так нервно, что уже из этой встречи и беседы, очевидно, что предполагаемое землеустройство застает население еще недостаточно подготовленным к этой реформе, слишком затрагивая его экономические интересы..." 99 Штенберг Л.Я.
Буряты.// Формы национального движения
в современных государствах.
СПб, 1910.
С.615.
97
[стр. 155]

154 По если в 1902 году путем насилия и обмана со стороны крестьянских начальников в некоторых ведомствах (например, в Баргузинском) удалось провести выборы должностных лиц областного и сельского управления, то уже в начале 1903 года бурятское население ответило решительным отказом на принуждение со стороны властей.
О том, насколько сильным был протест, говорят постановления булучных сугланов, а также “донесения” крестьянских начальников военному губернатору.
Те же баргузинские буряты уже в январе 1903 года отказались от реформы, а в марте решили не платить подати и повинности жители Каралика, Улюна и других улусов Баргузинского ведомства.
Об этом, а также о враждебном, в целом, отношении к реформе говорилось в сообщении местных чиновников из Баргузина и Верхнеудинска.1 Просьбы бурят об отсрочке введения реформы, с которыми они неоднократно обращались к властям, были вполне аргументированными.
Так, в процитированной Ф.А.Кудрявцевым доверенности Куржетаевской “инородной управы”, сохранившейся в архиве депутата II Государственной думы Б.-Д.Очирова, говорилось: “Неоднократно нас, кочевников, принуждают к принятию нового положения, утвержденного 23 апреля 1901 года.
По обсуждению сего, мы находим, что таковое со временем непременно будет противоречить нашему кочевому хозяйству и духовному быту”* 2.
Отсрочить введение реформы просили буряты 1-го и 2-го Сартулового
рода Верхнеи Нижне-Баргултайского десятков, ГыгетуйскогоНарынекого, Торейского, Алсанского и других десятков.
Аналогичную просьбу высказал сход бурят 1-го Табангутского и 1-го Сартулового родов Ичетуйского десятка, состоявшийся 15 декабря 1903 года.3 Отказались выбирать должностных лиц буряты 2-го участка Верхнеудинского уезда.
15 декабря 1903 года военный губернатор представил начальству списки волостей, население которых отказалось от выборов.
Приведенный перечень волостей
свидетельствовал о широте движения, развернувшегося против ‘ Егунов Н.П.
Колониальная политика...
С.274.
2 Кудрявцев Ф.А.
1905 год в Бурят-Монголии.
Улан-Удэ, 1936.
С.35.
’Там же.
С.274.


[стр.,156]

155 реформы.
С протестом выступили Агинская, Цугольская, Онгоцонская волости, а также Оронгойская волость Селенгинского уезда, Ходайская волость Верхнеудинского уезда.
22 декабря 1903 года военный губернатор доносил приамурскому генерал-губернатору, что, по полученным от крестьянских начальников сведениям, добровольных выборов должностных лиц кочевыми инородцами нигде не состоялось.1
Современник тех событий Л.Я.Штернберг так охарактеризовал накал движения: ’’...маленький изолированный народец, доведенный до крайности агрессивными мерами против своих исконных учреждений, начиная с 1902 года шаг за шагом мужественно отстаивает свои вольности, вплоть до поголовных отказов выбирать сверху навязываемых властей и до насильственного возвращения земель ...”1 2.
О том, что обстановка в Забайкалье в 1903 году значительно осложнилась по сравнению с 1902 годом, говорит тот факт, что повеление царя об открытии с 1 января 1903 года новых органов управления и суда бурят и эвенков не было выполнено.
Вновь назначенный приамурский генерал-губернатор Суботич был встречен по прибытии в Забайкалье
“представителями и депутатами как родовичами, так и простыми людьми из всех ведомств бурят и тунгусов, которые отказались принять реформу общественного устройства и суда по положению 1901 года...” В своем письме министру внутренних дел В.К.Плеве он сообщал: ”К вопросу о земле собравшиеся представители инородцев относились так нервно, что уже из этой встречи и беседы очевидно, что предлагаемое землеустройство застает население еще недостаточно подготовленным к этой реформе, слишком затрагивая его экономические интересы...”3.
Генерал-губернатор просил министра в интересах государства оставить землепользование у кочевого населения на прежних основаниях, то есть отказаться от административной 1 Егунов Н.П.
Указ.
Соч.
С.274.
2 Штернберг Л.Я.
Буряты / Формы национального движения....

СПб., 1910.
С.615.
3 Кудрявцев Ф.А.
1905 год в Бурят-Монголии.
Улан-Удэ, 1936.
С.36.

[Back]