Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 99]

участка Верхнеудинского уезда доносил о беспорядках, которые произошли 31 января 1904 года в Галзотской волости.
Подобные беспорядки происходили и в других ведомствах Забайкальской области.
Забайкальский
губернатор Наданов писал: "В последнее время было несколько случаев, когда возбужденная толпа инородцев подстрекаемая противниками вновь введенного у кочевых инородцев управления и суда...
накидывалась на назначенных правительством должностных лиц своего управления и суда и производила беспорядки до нанесения должностным лицам оскорбления действиями исключительно...".

Размах движения бурят Закаменской и эвенков Армакской
"инородных управ" был настолько велик, что введение административно-судебного устройства в них на время было отсрочено.
Прямой саботаж действий правительства, выразившийся в массовых выступлениях бурят против должностных лиц, назначенных властями, заставил приамурского генерал-губернатора принять более решительные меры.
Так, для наведения порядка в Агинском волостном управлении в Агу был направлен становой пристав и в
распоряжение управы десять солдат.
Подобная мера (применение военной силы) в условиях далекой инородческой окраины
свидетельствовала о серьезном ухудшении обстановки в Забайкалье в связи с ростом национального движения бурят и эвенков.
5 февраля 1904 года местность, в которой располагались кочевья бурят бывших ведомств Хоринской,
Селенгинской, Агинской и Баргузинской Степных дум, а также "инородных управ" Онгоцаганской, Кужертаевской, Цонгольской, объявлялась на положении усиленной охраны.103 С введением в Забайкалье военного положения политика царских властей приняла характер открытых репрессий в отношении некоторых бурят.
В феврале забайкальский губернатор доносил приамурскому генерал-губернатору, что им
"по настоящее время подвергнуты административной высылке в Баргузинский уезд, в Верхне-Ангарское сельское общество 32 бурята и аресту при Читинской тюрьме трое бурят".
Репрессиям подвергались прежде всего представители родовой знати, ламы, а также другие активные участники выступлений, обвиненные в
подстрекательстве к беспорядкам.
Так, ширетуй Агинского дацана Сундуров был обращен в светское состояние и немедленно выслан в пределы Баргузинского уезда.
То же самое произошло с гелун-ламой Онинского дацана Сангаровым.
Карательные меры коснулись и представителей бурятской знати, находившихся в Петербурге бывшего тайши Хоринского ведомства Вамбоцыренова, Вампилова,
Цыренова.
С 103 Там же.
С.218 99
[стр. 158]

157 свидетельствовали о том, что противостояние приняло теперь ярко выраженный национальный характер.
Правительство открыто показало свое недоверие к бурятскому населению как к инородцам и иноверцам.
Сопротивление же бурят введению реформы и ликвидации своих органов национального самоуправления теперь уже стимулировалось интересами самосохранения себя как этноса, что свидетельствовало о возросшем национальном самосознании народа.
Срыв выборов местных должностных лиц в 1904 году стал частым явлением в Забайкалье.
Так, читинский уездный начальник в своем рапорте 13 января сообщал, что в селении Агинском во время выборов “толпа, негодуя на вновь назначенных должностных лиц нс расходилась...
полетели камни на головы несчастных должностных инородцев....
Таким образом акт привода к присяге вновь назначенных инородческих должностных лиц состояться не мог...”1.
Буряты Хоринского ведомства угрожали побить тех крещеных бурят, которые согласятся занять должности.1 2 Крестьянский начальник 1-го участка Верхнеудинекого уезда доносил о беспорядках, которые произошли 31 января 1904 года в Галзотской волости.3 Подобные беспорядки происходили и в других ведомствах Забайкальской области.
Забайкальский
генерал-губернатор Наданов писал: “В последнее время было несколько случаев, когда возбужденная толпа инородцев подстрекаемая противниками вновь введенного у кочевых инородцев управления и суда ...
накидывалась на назначенных правительством должностных лиц своего управления и суда и производила беспорядки до нанесения должностным лицам оскорбления действиями исключительно
....”4.
Размах движения бурят Закаменской и эвенков Армакской
“инородных управ” был настолько велик, что введение административно-судебного устройства в них было отсрочено.
1 Егунов Н.П.
Колониальная политика царизма....
С.230.
2 Там же.
С.234.
3 Там же.
С.281.
4 Кудрявцев Ф.А.
1905 год в Бурят-Монголии.
С.36.


[стр.,159]

158 Прямой саботаж действий правительства, выразившийся в массовых выступлениях бурят против должностных лиц, назначенных властями, заставил приамурского генерал-губернатора принять более решительные меры.
Так, для наведения порядка в Агинском волостном управлении в Агу был направлен становой пристав и в
распоряжении управы десять солдат.1 Подобная мера (применение военной силы) в условиях далекой инородческой окраины свидетельствовало о серьезном ухудшении обстановки в Забайкалье в связи с ростом национального движения бурят и эвенков.
С 5 февраля 1904 года местность, в которой располагались кочевья бурят бывших ведомств Хоринской, Ссленгинской, Агинской и Баргузинской Степных дум, а также Онгоцаганской, Куржетаевской и Цонгольской “инородческих управ”, объявлялась на положении усиленной охраны.
С введением в Забайкалье военного положения политика царских властей приняла характер открытых репрессий в отношении некоторых бурят.
В феврале забайкальский губернатор доносил приамурскому генералгубернатору, что им
“по настоящее время подвергнуты административной высылке в Баргузинский уезд, в Верхне-Ангарской сельское общество 32 бурята и аресту при Читинской тюрьме трое бурят”1 2.
Репрессиям подвергались, прежде всего, представители родовой знати, ламы, а также другие активные участники выступлений, обвиненные в
подсгрекательстве к беспорядкам.
Так, ширетуй Агинского дацана Сундуров был обращен в светское состояние и немедленно выслан в пределы Баргузинского уезда.
То же самое произошло с гелун-ламой Онинского дацана Сангаровым.
Карательные меры коснулись и представителей бурятской знати, находившихся в Петербурге, бывшего тайши Хоринского ведомства Вамбоцыренова, Вампилова
и Цыренова.
С началом национального движения они в своих телеграммах агитировали 1 Егунов II.П.
Колониальная политика царизма....
С.281.
2 Там же.
Соч.
С.288.

[Back]