23 языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло» . Последователи метафорического подхода считают организационную культуру лишь новой образной характеристикой организации (наряду с давно существующими сравнениями организации с механизмом и организмом). По их мнению, организационная культура это проявление человеческого сознания, а сама организация описывается исключительно в символических образах. Культура, как утверждают сторонники данного направления, есть лишь еще один способ постижения организационной реальности, образа жизни членов организации (их ценностей, убеждений, норм поведения, ритуалов, табу и т.п.). Однако большинство ученых склонно полагать, что организационная культура —это все же реально существующий, хотя и двойственный, объективно-субъективный феномен. В свою очередь, среди сторонников последнего подхода можно выделить две группы. Одна считает, что организационная культура это есть сама организация в целом. Например, М.Пакановский и Н.О'Доннел-Тружиллио считают, что организационная культура «это не то, что организация имеет, а то, чем она является»2. Вторая заявляет, что организационная культура представляет собой лишь набор определенных характеристик. Среди них Д.Элдридж и А.Кромби: «Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей»3. В их числе Э.Шайн: организационная культура «это паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать Шайн Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002, С. 13 9 “ Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995, С.70 Рюттингер В. Культура предпринимательства. М., 1992, С.55 |
важным предпринять их классификацию. Очевидно, что определения организационной культуры можно разделить, в первую очередь, на те, которые характеризуют организационную культуру как метафору, и те, которые утверждают, что организационная культура это реально существующий объективно-субъективный феномен. Среди авторов определений первой группы можно назвать Г.Моргана. «Культура это один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло» [169 С.З]. Последователи метафорического подхода « считают организационную культуру лишь новой образной характеристикой организации (наряду с давно существующими сравнениями организации с механизмом и организмом). По их мнению, организационная культура это проявления человеческого сознания, а сама организация описывается исключительно в символических образах. Культура, как утверждают сторонники данного направления, есть лишь ещё один способ постижения организационной реальности, образа жизни членов организации (их ценностей, убеждений, норм поведения, ритуалов, табу и т.п.). Однако большинство учёных склонно полагать, что организационная культура это всё же реально существующий, хотя и двойственный, объективно-субъективный феномен. В свою очередь, среди сторонников последнего подхода можно выделить две группы. Одна считает, что организационная культура это есть сама организация в целом. Например, М.Пакановский и Н.О’Доннел-Тружиллио считают, что организационная культура «это не то, что организация имеет, а то, чем она является» [123 С.70]. Вторая заявляет, что организационная культура представляет собой лишь набор определённых характеристик. Среди них Д.Элдридж и А.Кромби: «Под культурой организации следует понимать уникальную сово* купность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей» [132 С.55]. В их числе и Э.Шайн: Организационная культура «это пат* терн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем 18 |