29 мы и будем в дальнейшем использовать. Определение Э.Шайном понятие «базовые представления» и «ценности» во многом совпадает с понятиями ценности и нормы. Ценности организации ориентированы на долговременные устойчивые условия деятельности. Нормы (от лат. norma —руководящее начало, правило, образец) детерминированы существующими ценностями и выступают образцом мышления и поведения индивидов, выполняя регулятивную функцию. Онисвязаны с определенной сферой деятельности и реализуются в серии поступков индивида. Совокупность норм формирует модели поведения, соответствующие ценностей организации, о существовании которых говорили У.Томас и Ф.Знанецкий. При этом нет необходимости различать базовые представления и ценности. И, соответственно, выделяются два уровня организационной культуры социальные ценности и проявления. Элементами уровня социальных ценностей организации являются ценности и нормы. Они отражаются в проявлениях организационной культуры. Следуя принципам структурно-функционального анализа и рассматривая орЛ ганизацию как систему, а индивида —как носителя организационной культуры, выделим составные элементы уровня проявления организационной культуры. Проявления организационной культуры можно наблюдать как в организации, так и в процессе взаимодействия ее членов. Соответственно существует деление организационной культуры на объективную и субъективную. Можно соотнести проявления в организации и объективную организационную культуру, а также взаимодействие индивидов и субъективную организационную культуру. Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением: здание организации и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, применяемые технологии, цвета и объем пространства, стоянки для автомобилей и сами автомобили, униформа, информационные стенды, брошюры и т.п. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается организация. Существование проявлений организационной культуры на данном уровне определяется необходимостью за |
тупные наблюдателю проявления организационной культуры. К артефактам относятся архива тектура материального окружения, язык, технологии, наблюдаемые образцы поведения и т.д. Однако в отечественной социологии понятие «артефакт» в указанном смысле не употребляется, и более привычным является понятие «проявление», которое мы и будем в дальнейшем использовать. Определение Э.Шайном понятий «базовые представления» и «ценности» во многом совпадает с понятиями ценности и нормы. Ценности организации ориентированы на долговременные устойчивые условия деятельности. Нормы (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) детерминированы существующими ценностями и выступают образцом мышления и поведения индивидов, выполняя регулятивную функцию. Они связаны с ♦ определенной сферой деятельности и реализуются в серии поступков индивида. Совокупность норм формирует модели поведения, соответствующие ценностям культуры. Таким образом, ценности и нормы составляют содержание социальных ценностей организации, о существовании которых говорили У.Томас и Ф.Знанецкий. При этом нет необходимости различать базовые представления и ценности (по Э.Шайну). И, соответственно, выделяются два уровня организационной культуры социальные ценности и проявления Элементами уровня социальных ценностей организации являются ценности и нормы. Они отражаются в проявлениях организационной культуры. Следуя принципам структурнофункционального анализа и рассматривая организацию как систему, а индивида как носителя организационной культуры, выделим составные элементы уровня проявлений организационной культуры. Проявления организационной культуры можно наблюдать как в организации, так и в процессе взаимодействия ее членов. Соответственно существует деление организационной культуры на объективную и субъективную. Можно соотнести проявления в организации и объективную организационную культуру, а также взаимодействие индивидов и субъективную организационную культуру. Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением: здание организации и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, применяемые технологии, цвета и объём пространства, стоянки для автомобилей и сами автомоби22 4 ли, униформа, информационные стенды, брошюры и т.п. Всё это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается организация. Существование проявлений организационной культуры на данном уровне определяется необходимостью закрепления, распространения и передачи общих ценностей. Конкретизируя содержание объективной организационной культуры, можно выделить два типа ее проявлений декларируемые принципы и символика организации. Декларируемые принципы это закрепленные в документах и провозглашаемые цели, задачи, правила поведения, которыми должны руководствоваться члены организации. Они могут быть отражены в уставных, организационно-распорядительных и других документах организации, в том числе и специально созданных для закрепления норм деятельности. Символика представляет собой совокупность эмблем, сознательно создаваемых организацией как знаков принадлежности к ней. Она находит отражение в обстановке помещений, специальной одежде, настенных изображениях и других материальных условиях деятельности. Следует отметить, что проявления организационной культуры выполняют роль символов в организации. Понятие «символ» и «символика» различны, хотя первое и используется часто в исследованиях организационной культуры. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (как в «философии символических форм» Э.Кассирера), в других — символы рассматриваются как проявления организационной культуры. В данном исследовании продуктивен второй подход, где символ это знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию. Таким образом, символы выполняют функцию придания смыслов элементам организационной структуры, деятельности, организационным целям и организационной среде. Символом может быть понятие, материальный объект, художественный образ, миф, ритуал, обычай и т.п. Символ несет в себе значение ценности [115 С.342]. Раскрывая содержание субъективной организационной культуры, исследователи говорят о разделяемых членами организации ценностях, ожиданиях, нормах, восприятии организаци |