существу разумному» . При этом конечно же следует иметь в виду, что грань между объективным и субъективным правом не уничтожается, а только корректируется в соответствии с закономерностями становления и функционирования цивилизованного общества и правового государства. «То, что в одной связи, при одних исторических обстоятельствах, писал Г.Е. * Глезерман, может относиться к объективным условиям, то в другой связи или при других обстоятельствах может войти в сферу действия субъективного 17 фактора» . С широких общесоциологических позиций, права (свободы) человека это его естественно-социальные притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), к удовлетворению которых он стремится и 1О получению которых должны содействовать общество и государство . Как явление общественной жизни, права человека имеют философскую, историческую, нравственную, юридическую и иные стороны. Для правоведения важно выявить и обозначить пределы «юридического» (собственно правового) содержания прав человека. Кроме общеправового значения, решение этого * вопроса выполняет и специальную гносеологическую функцию в понимании юридической природы права человека на правовую защиту, поскольку последняя специфическим образом преломляет в себе объективные и субъективные характеристики всего института прав человека. Поэтому следует признать, что проблема юридического осмысления значения прав человека имеет отправное, принципиальное значение в решении исследовательской задачи изучения проблем защиты прав человека. Такое же методологическое значение имеет и проблема обособления границ исследования. В данном случае мы пытаемся реализовать такой 116 * Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3. С. 34. 17 Глезерман Г.Е. Диалектика объективных условий и субъективного фактора в строительстве коммунизма // Вопросы философии. 1965. № 6. С. 4. В научной литературе, посвященной правам человека, часто игнорируется роль и значение самого индивида в защите своих прав. См., например: Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1999. С. 13. |
49 условий жизни (материальных и духовных), к удовлетворению которых он стремится и получению которых должны содействовать общество и государ84 ство . Как явление общественной жизни права человека имеют философскую, историческую, нравственную, юридическую и иные стороны. Отмечая многоаспектность прав человека, А.Л. Адамишин в своем выступлении на международной конференции, посвященной пятилетию вступления России в а Совет Европы, говорил: "Права человека это область, впитывающая в себя фактически все: философию жизни, экономическое, социальное развитие, взаимоотношения между государством и личностью, становление самой личности. Это то, что определяет лицо общества, его эволюцию"85. Юридическая природа прав человека, как правило, увязывается специалистами с их выраженностью в официальной, документально-письменной форме. Это позволяет спроецировать юридические свойства объективного права на права человека, в том числе и на право человека на правовую защиту. Отсюда и такие дефиниции "права человека на защиту": "право на защиту права есть предусмотренная Конституцией РФ и другими законами возможность человека использовать для защиты своего права собственные разрешённые законом принудительные действия или обратиться в компетентные государственные либо международные органы (организации) с требованием принудить обязанное лицо к правомерному обязательному поведению" . 1998 г) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 406. В научной литературе, посвященной правам человека, часто игнорируется роль и значение самого индивида в защите своих прав. См., например: См., например: Права человека: Учебник для вузов. / Под. ред. Е.А. Лукашевой. М., 1999. С.13.ОГ Адамишин А.Л. К пятилетию вступления России в Совет Европы. Проблемы прав человека в СССР и России // Россия и Совет Европы: 5 лет вместе. Международная конференция. Москва, 15-17 мая 2002 г. / Под ред. К.Х. Каландарова. М., 2002. С. 8 86См.: Стремоухов А.В.. Указ соч. С. 31. |