Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 119]

важнейшие ее особенности как целостного регулятивно-правового института.
Эти свойства должны, во-первых, характеризовать защиту прав человека в качестве целостного регулятивно-правового явления, а во-вторых, выражать
причинную обусловленность между правом человека на правовую защиту как основанием и способностью института защиты прав человека юридически значимо воздействовать на деятельность субъектов, вовлеченных в правозащитные отношения, т.
е.,
как следствие, воздействовать на общественные отношения, складывающиеся в сфере действия защиты прав человека.
Юридическая природа прав человека чаще всего увязывается с их выраженностью в официальной (документально-письменной) форме.
При этом одни авторы ограничиваются указанием на необходимость закрепления прав человека только в соответствующих международных источниках, другие же считают важным закрепление как в международных, так и во внутригосударственных.
Примером первого варианта может служить мнение В.А.
Карташкина.
В безусловно своевременно появившемся и содержательном учебнике для высших военных учебных заведений «Права человека и вооруженные конфликты» он пишет: «Под основными правами и свободами человека, имеющими общепризнанный характер и подлежащими всеобщему применению, следует понимать права, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, Пактах о правах человека и других международных документах, имеющих универсальный характер» .
Теоретическая и практическая допустимость такого понимания прав человека вытекает из: 1) ст.
2 Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...».
При этом «...не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высш.
воен.
учеб.
заведений.
М., 2001.
С.
4.
[стр. 45]

45 человека не является для нас самоцелью, а обусловлено, в конечном счете, необходимостью установления правовых свойства процесса и результата регулятивного воздействия данного института на общественные отношения.
Этим регулятивно-правовым аспектом мы и ограничиваем предмет анализа юридической природы защиты прав человека.
-0х В специальной литературе термин "юридическая природа" используется *1С довольно широко .
Однако его формальное определение еще не выработано.
Анализ соответствующих источников показывает, что с помощью термина "юридическая природа" обозначают правовые особенности и юридически значимые свойства того или иного правового явления .
Исходя из этого, под юридической природой защиты прав человека мы будем понимать такую совокупность юридических свойств, которая отражает важнейшие её особенности как целостного регулятивно-правового института.
Эти свойства должны, во-первых, характеризовать защиту прав человека в качестве целостного регулятивно-правового явления, а во-вторых, выражать
собой причинную обусловленность между правом человека на правовую защиту как основанием и О ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 74 Надо заметить, что проблема отбора свойств, раскрывающих юридическую природу того или иного явления, как правило, решается с учетом двух обстоятельств.
Первое обстоятельство представлено выделением именно неизменных, фундаментальных, т.е.
сущностных особенностей самого правового феномена, а второе исследовательскими интересами.
Разумеется, исследовательские интересы не должны выходить за рамки онтологического критерия.
См.: См.: Рудинский Ф.М.
Личность и социалистическая законность.
Волгоград, 1976.
С.
45; Малько А.В.
Законный интерес как правовая категория // Вопросы теории государства и права: Межвуз науч.
сб.
Вып.
7.
Актуальные проблемы социалистического государства законности и правопорядка.
Саратов 1986.
С.
122; Марогулова И.Л.
Юридическая природа поощрительных уголовно-правовых норм // Правоведение 1992.
№ 4.
С.
95.; и др.
7А См.: Курбанов Г.С.
Юридическая природа и содержание института обстоятельств, устраняющих общественную опасность и противоправность деяния.
Баку, 1988.
С.
14 и сл.; Юридическая наука практике // Вестник МГУ.
Серия "Право".
1995, № 6.
С.
66; Свердлык Г.А., Строунинг Э.Л.
Понятие и юридическая природа самозащиты гражданских прав // Государство и право.
1998 № 5.
С.
21; и др.


[стр.,46]

46 способностью института защиты прав человека юридически значимо воздействовать на деятельность субъектов, вовлеченных в правозащитные отношения, т.е.
на общественные отношения, складывающиеся в сфере действия защиты прав человека,
как следствием.
С учетом сказанного подчеркнем, что мы исходим из признания того, О что институт защиты прав человека основан на праве человека на правовую защиту, как по своей сущности.
Поэтому надо полагать, что юридическая природа защиты прав человека в главном и основном предопределяется юридическими свойствами именно этого права.
Однако поскольку оно, это право, органически и нерасторжимо связано с правами человека как с объектами защиты, то нельзя отрицать обоснованности постановки вопроса и о том, что сами защищаемые права человека выполняют функцию источника юридической природы защиты прав человека.
Отсюда и вытекает допустимость тезиса о связующей роли права человека на правовую защиту в системе: защита прав человека права человека.
В связи с этим обстоятельством мы утверждаем, что юридическая природа защиты прав человека концентрирует в себе основные юридические свойства самих прав человека.
Такой вывод заметно повышает правовой, социальный и нравственный статус всего института защиты прав человека.
Как сложный комплексный институт воздействия на поведение людей защита прав человека разворачивается в систему, состоящую из разноуровневых блоков установочного (ориентационного), инструментального и инсти77 туционального назначения .
И, чтобы выполнить функцию механизма регу77 Наличие названных блоков в системе защиты прав человека убедительно обосновала Е.В.
Тутинас.
Кроме того, автором сделан важный для теории и практики вывод о видоизменяемости (приспособляемости -Н.П.) данного механизма к условиям внешней среды и др.
факторам.
См.: См.: Тутинас Е.В.
Обеспечение и защита прав личности в условиях межнационального конфликта.
Автореферат дисс.
канд.
юрид.
наук.
Волгоград, 1999.
С.
5, 7-8.

[Back]