Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 127]

категориями.
И в первую очередь, с категориями «защита прав человека» и «охрана прав человека».
Защита прав человека носит многоуровневый характер и нерасторжимо связана с природой самих прав человека, каждое из которых и есть проявление сохранения человеком своих естественных качеств и свойств.
Этим объясняется, как уже отмечалось, особая системообразующая и регулятивная роль защиты прав человека по отношению к правам человека в целом и правовым средствам их реализации.
И именно поэтому «защита прав человека это, в сущности, главная цель
любой правовой системы» .
Дальнейший анализ понятия «защита прав человека» предполагает не только выявление его основных черт, но и обоснованное отграничение от иных, тесно связанных с ним теоретических конструкций.
В первую очередь, мы имеем в виду понятие «охрана прав человека».
Надо отметить, что вопрос о соотношении указанных понятий превратился в самостоятельную и достаточно сложную научную проблему.
А по мнению А.В.
Стремоухова, широкое использование термина «охрана прав» в теории права и отраслевых науках «в немалой степени мешает более глубокой дифференциации правовых явлений, отражающих правоохранительные, правозащитные и, в целом, правообеспечительные отношения, приводит к смешению таких понятий, как «охрана», «защита», «обеспечение прав», «реализация прав», «гарантии прав и свобод», что в итоге снижает эффективность,
научную и практическую значимость исследований правоведов» .
С нашей точки зрения, «мешает» не сам термин, а его произвольное использование, с одной стороны, и отсутствие убедительной научной интерпретации, с другой.
Отграничение понятия «защита прав человека» от конкурирующего с
ним «охрана прав человека» имеет принципиальное значение для уточнения Л "5 Калинина Т.М.
К вопросу о законодательной дефиниции понятия «правозащитная система» // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование:
В 2 т.
/ Под ред.
В.М.
Баранова.
Т.
1.
Н.
Новгород, 2001.
С.
485.
44 Стремоухов А.В.
Правовая защита человека: Теоретический аспект: Автореферат дис...

д-ра юрид.
наук.
СПб., 1996.
С.
26.
[стр. 16]

правленную как на обеспечение нормального, бесперебойного осуществления прав человека, так и пресечение нарушений прав человека, восстановление нарушенных и применение мер наказания к виновным за их нарушение.
Именно в таком значении термин "защита" и используется, когда говорят о защите прав человека как о едином и целостном институте.
Так, например, Т.Н.
Калинина, исследуя институт защиты прав человека в качестве системного образования, приходит к выводу, что он состоит из "законодательной подсистемы (система законодательства), рассчитанной на регламентацию и защиту прав человека и основных свобод; правовой подсистемы (система права) ; институционной подсистемы (системы институтов, уполномоченных осуществлять правозащитную деятельность), включающей региональную и местную, надзорную и контрольную инфраструктуры; подсистемы гуманитарного информирования; подсистемы гуманитарного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; подсистемы "мозговых центров" накопления, хранения, воспроизводства и развития гуманитарной идеолог ии.
По сути, аналогичного мнения придерживаются А.
Азаров, В.
Ройтер и К.
Хюфнер, которые пишут: "Чтобы создать систему защиты прав человека была необходима определенная последовательность действий, а именно а) осмысление программы, б) определение прав человека, в) создание обязательных норм, и г) формирование политической и юридической системы реализации прав человека".
Отсюда видно, что, с точки зрения своего содержания, институт защиты прав человека охватывает всю совокупность организационных, регулятивных, коммуникативных, идеологических и иных элементов, которые функционально предназначены и сообразно своей природе Калинина Т.М.
К вопросу о законодательной дефиниции понятия "правозащитная система" // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование.
/
Под ред.
В.М.
Баранова.
В 2-х тт.
Н.
Новгород, 2001.
Т.
I.
С.487.
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер В.
Защита прав человека.
Международные и российские механизмы М., 2000.
С.
11.


[стр.,33]

ный смысл.
В сущности, это способы защиты человечества от многочисленных угроз его существования" .
Этим объясняется, скажем, забегая вперед, особая системообразующая и регулятивная роль защиты прав человека по отношению к правам человека в целом и правовым средствам их реализации.
И именно поэтому "защита прав человека — это, в сущности, главная цель
лю47 бой правовой системы" .
Дальнейший анализ понятия "защита прав человека" предполагает не только выявление его основных черт, но и обоснованное отграничение от иных, тесно связанных с ним теоретических конструкций.
В первую очередь, мы имеем в виду понятие "охрана прав человека".
Надо отметить, что вопрос о соотношении указанных понятий превратился в самостоятельную и достаточно сложную научную проблему.
А по мнению А.В.
Стремоухова, широкое использование термина "охрана прав" в теории права и отраслевых науках "в немалой степени мешает более глубокой дифференциации правовых явлений, отражающих правоохранительные, правозащитные и, в целом, правообеспечительные отношения, приводит к смешению таких понятий, как "охрана", "защита", "обеспечение прав", "реализация прав", "гарантии прав и свобод", что в итоге снижает эффективность,
наД О учную и практическую значимость исследований правоведов .
С нашей точки зрения, "мешает" не сам термин, а его произвольное использование, с одной стороны, и отсутствие убедительной научной интерпретации, с другой.
Отграничение понятия "защита прав человека" от конкурирующего с
д г г Рудинский Ф.М.
Универсальная концепция прав человека и современная Россия // Право и права человека: Сборник научных трудов Юридического факультета МПГУ Книга 1.
/ Отв.
ред.
Л.И.
Глухарева.
М., 1998.
С.
38.
АП Калинина Т.М.
К вопросу о законодательной дефиниции понятия "правозащитная система" // Законотворческая техника современной России: Состояние, проблемы, совершенствование:
Сборник статей.
/ Под ред.
В.М.
Баранова.
В 2-х тт.
Н.
Новгород, 2001.
Т.
1.
С.
485.д О Стремоухов А.В.
Правовая защита человека: Теоретический аспект.
Автореферат дисс.

докт.
юрид.
наук.
СПб.
1996.
С.
26.


[стр.,243]

302.
Калинина Т.М.
К вопросу о законодательной дефиниции понятия "правозащитная система" // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование.
/
Под ред.
В.М.
Баранова.
В 2-х тт.
Т.
I.
Н.
Новгород, 2001.
303.
Карташкин В.А.
Всеобщая декларация и права человека в современном мире (К 40-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека) // Советский ежегодник международного права.
1988.
М., 1989.
304.
Карташкин В.А., Лукашева Е.А.
Вступительная статья // Международные акты о правах человека: Сб.
документов.
М., 2000.
305.
Клейн Н.И.
Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв.
ред.
О.Н.
Садиков.
М., 1995.
306.
Колобова С.
Как защитить трудовые права? // Российская юстиция.
№ 10.2000.
307.
Колосов В.
Человек должен иметь право защитить себя // Рос.
Федерация.
1994.
№ 18.
308.
Комаров С.А.
Система права // Общая теория государства и права.
Академический курс в 2-х томах.
/ Под ред.
М.
Н.
Марченко.
Том 2.
Теория права.
М., 1998.
309.
Комкова Г.Н.
Конституционные принципы правового статуса личности в Российской Федерации // Институт прав человека в России / Г.Н.
Комкова, О.В.
Шудра, Т.Г.
Даурова и др.
/ Под ред.
Г.Н.
Комковой.
Саратов, 1998.
310.
"Круглый стол": "Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека" // Государство и право.
1994, № 10.
311.
Крупеня Е.М.
Права человека в законодательстве и практике Российской Федерации // Право и права человека: Сборник научных трудов

[Back]