Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 156]

собственности может быть использовано только в пределах необходимой обороны или крайней необходимости .
Все способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Следует отметить, что самозащита права по своей юридической природе является именно формой защиты, а не способом защиты, как указано в ст.
12 ГК РФ.
Критически оценивая существующие в теории подходы к определению самозащиты права, данную форму защиты можно определить как порядок применения способов защиты (мер защиты и мер ответственности), не связанный с обращением к юрисдикционным органам, представляющий собой односторонние действия управомоченного лица.
Право на самозащиту имеют все субъекты, в том числе государство и его органы.
В порядке самозащиты могут быть реализованы такие способы защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращение или изменение правоотношения; отказ от исполнения ничтожной сделки; меры оперативного воздействия.
К числу способов самозащиты можно отнести также действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости.
Простейшей неюрисдикционной формой защиты прав человека является добровольное удовлетворение.
Защита в таком случае осуществляется в рамках охранительного материального правозащитного отношения, субъектами которого выступают кредитор и должник.
Добровольное удовлетворение не следует отождествлять с самозащитой права.
Сходство между ними можно обнаружить в формальных признаках: восстановление нарушенных прав и законных интересов происходит без обращения к государственным или иным органам, имеющим право применять способы защиты права (меры защиты и меры ответственности).
Однако принципиальное отличие между данными формами защиты состоит в том, что самозащита состоит в активных действиях 1 См.: Баглай М.В.
Конституционное право РФ.
М., 2001.
[стр. 168]

Дюрягина о том, что в этом случае самозащита "представляет собой применение самим управомоченным лицом предусмотренных законом мер для защиты своих прав или законных интересов от посягательств" .
Особенность права-поведения, как правозащитного полномочия, заключается в возможности лица осуществлять активные и юридически значимые действия, направленные на обеспечение сохранности ценностей и благ, стоящих за правами человека.
Его специфика также выражается и в том, что оно предполагает причинение посягающему вреда.
Но этот вред не есть мера юридической ответственности, возлагаемая защищающимся на посягающего.
Поэтому следует признать ошибочным утверждение В.В.
Болговой о том, что "самозащита права порядок применения способов защиты (мер защиты и мер ответственности), не связанный с обращением к юрисдикционным органам, представляющий собой односторонние действия управомоченного лица" .
Спорным является и вопрос о том, что самозащита имеет место и в тех случаях, когда активные правозащитные действия осуществляются другим частным лицом, но в пользу первого лица.
Вот что по этому поводу Г.А.
Свердлык и Э.Л.
Строунинг пишут: "По нашему мнению, в случае невозможности самостоятельной защиты своих гражданских прав потерпевшей стороной, она может обратиться за помощью в осуществлении права на самозащиту к другим лицам (т.е.
прибегнуть к так называемой товарищеской взаимопомощи).
Например, К.
в течение двух лет безрезультатно ожидал от С.
исполнения вступившего в законную силу судебного решения, в соответствии с которым ответчик был обязан передвинуть изгородь и устранить препятствия в пользоских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав.// Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв.
ред.
О.Н.
Садиков.
М., 1995, С.
35; Сергеев А.П.
Защита гражданских прав.
// Гражданское право / Под ред.
Ю.К.
Толстого и А.П.
Сергеева.
СПб., 1996.
С.
242-244; С.
51.
Дюрягин И.Я.
Гражданин и закон.
М., 1989.
С.
86.
Болгова В.В.
Формы защиты субъективного права: теоретические проблемы.
Автореферат дисс.
канд.
юрид.
наук.
Уфа.
2000.
С.
10.

[Back]