естественных прав человека придает делению права на объективное и субъективное новое звучание и значение» . По нашему мнению, это новое звучание заключено в том, что права человека в их собственно юридическом значении с необходимостью вбирают в себя важнейшие черты как объективного, так и субъективного права, при этом они оказываются несводимы ни к первому, ни ко второму. Именно поэтому их нельзя назвать или только субъективными, или только объективными, хотя они и поддаются интерпретации с этих сторон. С нашей точки зрения, своеобразие юридической природы прав человека в решающей степени связано с тем, что они, помимо всех иных качеств, являются всегда субъективными публичными правами. Это означает, что субъективность прав человека, выраженная в неотчуждаемой принадлежности фундаментальных прав человека человеку, всегда оказывается связанной с их качеством как публичных прав, т. е. таких прав, которые определяют порядок взаимоотношения личности и государственной власти. Иными словами, права человека как субъективные публичные права обозначают и меру автономности, независимости личности от государства, и совокупность требований, предъявляемых этой личностью к организации и осуществлению государственной власти. Именно поэтому права человека оказываются способными выступить правовой формой взаимоотношений личности и государства. Исходя из этого свойства прав человека, Л.И. Глухарева пишет: «Права человека как субъективные публичные права выступают безусловным основанием организации государственно-политического пространства, с ними постоянно должна соизмеряться деятельность государственных органов, именно они выступают легитимирующим источником властных функций государства. Внегосударственное и внеюридическое происхождение прав, обоснование ими государственных полномочий требуют соответствующего уважения и гарантированности их со стороны государства. И как следствие, 181 1 Матузов Н.И. Право и личность // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 252. |
права как совокупности норм и субъективного права . При этом следует обратить внимание на то, что "Признание и законодательное закрепление естественных прав человека придает делению права на объективное и субъективное новое звучание и значение" . По нашему мнению, это новое звучание заключено в том, что права человека в их собственно юридическом значении с необходимостью вбирают в себя важнейшие черты как объективного, так и субъективного права, при этом они оказываются несводимы ни к первому, ни ко второму. Именно поэтому их нельзя назвать или только субъективными, или только объективными, хотя они и поддаются интерпретации с этих сторон. С нашей точки зрения, своеобразие юридической природы прав человека в решающей степени связано с тем, что они, помимо всех иных качеств, являются всегда субъективными публичными правами. Это означает, что субъективность прав человека, выраженная в неотчуждаемой принадлежности фундаментальных прав человека человеку, всегда оказывается связанной с их качеством как публичных прав, т.е. таких прав, которые определяют порядок взаимоотношения личности и государственной власти. Иными словами, права человека как субъективные публичные права обозначают и меру автономности, независимости личности от государства, и совокупность требований, предъявляемых этой личностью к организации и осуществлению государственной власти. Именно поэтому права человека оказываются способными выступить правовой формой взаимоотношений личности и государства. Исходя из этого свойства прав человека Л.И. Глухарева пишет: "Права человека как субъективные публичные права выступают безусловным основанием организации государственно-политического пространства, с ними постоянно должна соизмеряться деятельность государственных органов, именно они вы101 См.: Воеводин Л,Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 152-153. 56 ступают легитимирующим источником властных функций государства. Внегосударственное и внеюридическое происхождение прав, обоснование ими государственных полномочий, требуют соответствующего уважения и гарантированности их со стороны государства. И как следствие, они трансформируются в обязанность государственной власти закрепить права в позитивных О законах, создать механизмы их реализации и защиты посредством эффективных юридических процедур" . Вопрос об источниках юридической природы прав человека лежит в плоскости их генезиса, логика которого нерасторжимо, органически увязана с формированием организационно-правового обеспечения каждого права, и в первую очередь, права человека на правовую защиту. Если "изначальным, первичным, побудительным мотивом и обстоятельством при формировании прав и свобод человека, которым общество должно следовать, является требование отражения в законах естественной природы человека" , то следующий мотив должен побуждать к созданию организационно-правовых условий реализации прав человека. "Такое утверждение, пишет Г.Б. Романовский, Ф влечет за собой несколько конкретных последствий. Если в природе предусмотрены некие естественные права, которым должно следовать общество и государство, задача законодателя сводится к тому, чтобы выявить эти права, закрепить их в нормативных актах, предусмотреть гарантии их выполнения. Правоприменитель соответственно также должен неукоснительно следовать О им, реализовывать их в своей деятельности" 102 См.: Матузов Н.И. Право и личность // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 252. 1 Глухарева Л.И. Права человека: Предмет учебного курса // Право и права человека. Кн. 1. / Отв. ред. Л.И. Глухарева. М., 1998. С. 55. 4Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 65. 5 Романовский Г.Б. Способы нормативного закрепления естественных прав человека // Законотворческая техника современной России: Состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей. / Под ред. В.М. Баранова. В 2-х т. Н. Новгород, 2001. Т. 1. С. 359. |