не умеющих мотивировать свое внешнее поведение самостоятельным признанием естественной правоты, делает государство необходимым и целесообразным способом поддержания естественного права через его положительно-правовое провозглашение и вменение. Неотчуждаемость и неумолимость естественных прав, с одной стороны, и весьма ограниченная способность людей к автономному самообязыванию, с другой, ведут к организации таких союзов, которые должны устанавливать и ограждать естественный правопорядок посредством гетерономных правовых правил и поддерживать их блюдение силою внешнего, общепризнанного, властвующего авторитета» . Развивая эту мысль, С.С. Алексеев пишет: «Перед нами, стало быть, новое в сфере юридических явлений, когда явления из области субъективных прав возвышаются до уровня объективного права. Право человека, таким образом, в качестве своей основы и сути включает субъективные права человека, которые как бы распространяют на объективное право свою духовную силу и которые, со своей стороны, сами выступают уже в лоне и под эгидой объективного права. И потому субъективные права человека не только становятся критерием, своего рода камертоном построения и настройки всего содержания юридической системы, всех ее подразделений (в том числе и тех, которые направлены на обеспечение порядка и организованности в общественной жизни), но также что не менее существенно становятся юридическими субъективными правами и, стало быть, оснащенными юридическими средствами и механизмами по их реализации»155. В приведенных высказываниях И.А. Ильина и С.С. Алексеева содержится ответ на наш вопрос о юридической природе прав человека, но он требует соответствующих пояснений относительно взаимосвязи объективного и субъективного права как юридических форм бытия прав человека. 154Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 63-64. Алексеев С.С. Право: Азбука теория философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 658. |
57 В связи с последним обстоятельством не будет лишним напомнить научно-обоснованный вывод о том, что становление права в целом всегда шло по пути первоочередного признания права на защиту индивидуальных прав че106 ловека И.А. Ильин писал: "Основная задача положительного права состоит в О том, чтобы принять в себя содержание естественного права, развернуть его в виде ряда правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени, придать этим правилам смысловую форму и словесное закрепление и, далее, проникнуть в сознание и к воле людей, в качестве авторитетного связующего веления... Положительное право 107 есть целесообразная форма поддержания естественного права" . Развивая эту мысль, С.С. Алексеев пишет: "Перед нами, стало быть, новое в сфере юридических явлений, когда явления из области субъективных прав возвышаются до уровня объективного права. Право человека, таким образом, в кавключает как бы распространяют на объективное право свою духовную силу и которые, О со своей стороны, сами выступают уже в лоне и под эгидой объективного права. И потому субъективные права человека не только становятся критерием, своего рода камертоном построения и настройки всего содержания юридической системы, всех ее подразделений (в том числе и тех, которые направлены на обеспечение порядка и организованности в общественной жизни), но также что не менее существенно становятся юридическими субъ106 См.: Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985. С. 10; Радько Т.Н. СоциальФ ное назначение права и юридическая ответственность (некоторые аспекты взаимосвязи) // Проблемы юридической ответственности и исполнения наказания в свете конституции СССР. Рязань 1981. С. 9; и др. 107Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 58. 58 ективными правами и, стало быть, оснащенными юридическими средствами и механизмами по их реализации" . В приведённых высказываниях И.А. Ильина и С.С. Алексеева содержится ответ на наш вопрос о юридической природе прав человека, но он требует соответствующих пояснений относительно взаимосвязи объективного и субъективного права как юридических форм бытия прав человека. По общему признанию, объективное право это "специфическое институционное нормативное образование"109, охватывающее действующее в обществе законодательство, понимаемое в широком смысле. Объективность такого рода права выражается в том, что "нормы права создаются и действуют 110 независимо от воли отдельных лиц . Объективное право абстрактно, т.е. неперсонифицировано, поскольку состоит из общих правил поведения, которые и защищаются принудительной силой государства. В этом заключается его юридически значимый нормативно-регулятивный потенциал. И в этом же кроется и его ограниченность, так как без субъективного права оно не может быть реализовано. "Объективное право, утверждает Н.И. Матузов, не моО жет быть реализовано без субъективного" . Иными словами, для того, чтобы объективное право выполнило своё юридическое назначение регулирование общественных отношений, необходимо субъективное право. Этим и объясняется признанный в правоведении тезис о том, что субъективное право, "т.е. право отдельных лиц, составляет совершенно необходимое понятие правовой системы и правовой науки" . Необходимо оно и для понимания прав чело108 О Алексеев С.С. Право: Азбука теория философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.658. 109Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. 1. М., 1981. С. 83. 1 См.: Теория права и государства / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 224.111 Матузов Н.И. Право и личность // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 253. 110 См.: Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1959. С. 48 |