институированию, сравнительно ограниченного числа норм и практически бесконечного числа наличных прав»161. Осуществление правозащитного регулирования посредством нормативноправового регулирования способствует рациональному потребностному подходу в осуществлении прав человека. Целесообразность такого подхода очевидна, так как этот подход основан на выявлении и уяснении тех ценностей, свойственных институту защиты прав человека, которые не просто возвышают его над всеми иными источниками регулятивного воздействия на общественные отношения, но и, во-первых, диктуют необходимость их нормативного закрепления, а во-вторых, предопределяют особенности реализации нормативных форм их бытия. И первое и второе вместе взятое оказывают существенное и многоуровневое влияние на институциональные и функциональные элементы всей системы правозащитного регулирования общественных отношений. Под нормативно-правовым регулированием в системе правозащитного регулирования следует понимать деятельность государственно-властных субъектов правозащитных отношений, направленную на признание требований норм международного права в сфере действия прав человека, их внутригосударственное законодательное закрепление, а также реализацию нормативных форм их бытия во всех отраслях объективного права. Практически каждый из видов прав человека нуждается в скрупулезном и детальном исследовании с точки зрения его ценностно-регулятивных характеристик, с учетом которых оно должно быть закреплено в действующем законодательстве и преломлено в правореализационной практике. Однако в силу того, что право человека на правовую защиту призвано «обслуживать» всю систему прав человека и что оно концентрированно выражает ее юридическую природу, очевидна особая важность первоочередного уяснения Явич Л.С. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С. 95. |
Известно, что категория "сущность" призвана отображать наиболее фундаментальное и неизменное в явлении. "Под сущностью, —пишут авторы коллективного труда "Введение в философию", —понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики . Сущность в явлении выполняет роль проявляюще97 гося основания . В этом смысле она объясняет факт существования явления и его черты. Наряду с этим сама сущность как предмет познания раскрывается через совокупность внутренних, свойственных её природе причинноследственных связей, с которыми в правоведении связана идея о многоуров28 невом характере сущности правовых явлений . Путь познания, идущий от сущности первого порядка к сущности права второго порядка, а от нее к сущности третьего порядка, пишет Л.С. Явич, противоположен по своей направленности историческому генезису права. При этом сущность самого глубокого уровня программирует будущую нормативность права, но имманентно ее не содержит"29. В этой связи замечание И.А. Ледяха о том, что для понимания и организации "защиты прав и свобод человека немаловажное значение имеет трактовка вопроса о происхождении, природе прав и свобод следует воспринимать как методологическую посылку. ОА См.: Введение в философию: Учебник для вузов. / Фролов И.Т. и др. В 2-х ч. 4.2. М., 1989. С. 112-113. См.: Материалистическая диалектика. Т.1 Объективная диалектика. М., 1981. С. 134-136. 28 Впервые обосновал и использовал идею о многоуровневом свойстве "сущности" применительно к правовым явлениям Л.С. Явич. Наиболее полное и законченное изложение этой идеи см.: Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 86 и след.; Он же. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С. 80 и сл 29Явич Л.С. Сущность права... С. 85.^ Л _______ _______ Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. С.346. 59 века, поскольку, по выражению А.С. Мордовеца, "существенным элементом понятия прав человека является категория субъективного права..."113. Тесная связь объективного и субъективного права не должна приводить к стиранию отличий между ними. "Действительная грань между объективным и субъективным правом, пишет Л.С. Явич, —пролегает в плоскости абст<5 рактного и конкретного, неперсонифицированного и персонифицированного, * институированного и не подлежащего институированию, сравнительно ограниченного числа норм и практически бесконечного числа наличных прав" . Субъективное право это мера возможного и должного поведения человека в юридически значимой ситуации. И здесь важно подчеркнуть, что применительно к понятию "субъективное право" вопрос об источниках его юридической природы отходит на второй план, а точнее, поглощается его содержанием. Данное понятие в своей предельной обобщенности абстрагируется от этого вопроса и концентрируется на проблеме субъектной принадлежности. "Критерий субъективности, приходит к выводу Н.И. Матузов, заключается не в способе возникновения тех или иных прав" . Субъективность О субъективного права обусловлена его неотчуждаемой принадлежностью конкретному субъекту, которое неотделимо от субъекта и принадлежит ему как правовому существу. В этом проявляется одна из его важнейших особенностей. Она и позволяет видеть в нем ту первичную форму, в которой, с одной стороны, отвлеченные от индивида свойства "абстрактного" человека (природные, духовные и др.) осознаются личностью и идентифицируются ею как собственные притязания, а с другой, эти притязания признаются в качестве таковых обществом, всеми людьми. Субъектная принадлежность "человече-№ 113 Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 28. р См.: Явич Л.С. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С. 95. 115См.: Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987. С. 86. 70 пить место рациональному потребностному подходу, основанному на выявО О лении и уяснении тех ценностей, свойственных институту защиты прав человека, которые не просто возвышают его над всеми иными источниками регулятивного воздействия на общественные отношения, но и, во-первых, диктуют необходимость их нормативного закрепления, а во-вторых, предопредеО ляют особенности реализации нормативных форм их бытия. И первое, и второе вместе взятое оказывает существенное и многоуровневое влияние на институциональные и функциональные элементы всей системы правового регулирования общественных отношений. Практически каждый из видов прав человека нуждается в скрупулёзном и детальном исследовании с точки зрения его ценностно-регулятивных характеристик, с учетом которых оно должно быть закреплено в действующем законодательстве и преломлено в правореализационной практике. Однако в силу того, что право человека на правовую защиту призвано "обслуживать" всю систему прав человека и что оно концентрированно выражает её юридическую природу, очевидна особая важность первоочередного уяснения именно его регулятивной ценности. Ценность права человека на правовую защиту основана на правовой необходимости защиты прав человека и возможности её правового способа осуществления. Полномасштабное уяснение этого, казалось бы, сугубо теоретического положения является обязательным условием решения прикладных задач в области законотворчества и правореализации. В отечественной юриспруденции учение о праве как о социальной цен139 ности сложилось в конце 60-х и начале 70-х годов . В рамках этого учения прав человека // Законотворческая техника современной России: Состояние, проблемы, совершенствование. В 2-х т. Н. Новгород, 2001. Т. I. С. 369. 13 См.: Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971; Шаламов М.П. Проблема социальной ценности и эффективности уголовно-процессуального права в свете решений ХХУ съезда КПСС // XXV съезд КПСС и дальнейшее укрепление социалистической законности. М., |