Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 233]

регулирования рекламной деятельности; система правового регулирования отношений, выделяемых по отраслевому признаку; и т.
п.), присущ и свой общесистемный метод, т.
е.
единый для всей системы способ её осуществления, получающий дальнейшую конкретизацию в соответствии со структурированностью предмета её регулирования.
Все выше сказанное о категории «правовое регулирование» и о её взаимосвязи с понятием «метод правового регулирования» базируется на традиционном, т.
е.
нормативном правопонимании, в котором право «есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают
обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношении» .
Отсюда и такие общепризнанные черты
правового регулирования: 1) нормативной основой правового регулирования выступают исходящие от государства общеобязательные для ^ * исполнения нормы права; 2) правовое регулирование опирается на возможность использования принудительной силы государства; 3) правовое регулирование охватывает всю совокупность юридических средств воздействия на общественные отношения .
Соответственно, эти черты преломляются и в методе правового регулирования, юридическая природа которого целиком и полностью оказывается зависимой от свойств объективного права, выраженных в правовом регулировании.
И поэтому надо признать вполне логичным вывод В.Ф.
Яковлева о том, что метод правового регулирования характеризуется следующими чертами: «а) четкостью нормативно-правовых предписаний,
Л Байтин М.И.
Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.
Н.И.
Матузова и А.В.
Малько.
М., 1997.
С.

142.

44 См.: Алексеев С.С.
Механизм правового регулирования в социалистическом государстве.
М., 1966.
С.

7.
[стр. 108]

шений с данной отраслью права" .
Поэтому следует признать, что процесс складывания, формирования правового регулирования, охватывает собой или включает в себя в качестве необходимой составляющей и метод, которым он будет воздействовать на общественные отношения.
Таким образом, метод правового регулирования не привносится извне в 01 систему правового регулирования, а формируется внутри неё самой в силу детерминистского действия тех же причин и условий (мы разделяем мнение большинства специалистов о том, что ведущим фактором, определяющим специфику правового регулирования, а следовательно и его метода, выступают особенности регулируемых правом общественных отношений), которые обусловливают эту систему в целом.
При этом метод предстает в ней одновременно и как самостоятельный компонент, и как способ её целенаправленного функционирования.
Этим, на наш взгляд, и объясняется тот факт, что каждой системе правового регулирования, выделенной на основе какого-либо критерия и взятой в качестве относительно-обособленного и самостоятельного феномена (например: диспозитивная и императивная системы правового ,0 регулирования; система правового регулирования отношений поощрения и наказания; система правового регулирования деятельности органов государственной власти; система правового регулирования рекламной деятельности; система правового регулирования отношений, выделяемых по отраслевому признаку; и т.п.), присущ и свой общесистемный метод, т.е.
единый для всей системы способ её осуществления, получающий дальнейшую конкретизацию в соответствии со структурированностью предмета её регулирования.
Все выше сказанное о категории "правовое регулирование" и о её взаимосвязи с понятием "метод правового регулирования" базируется на традиционном, т.е.
нормативном правопонимании, в котором право "есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают
обуОсловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни госу213Там же.
С.
58.
108

[стр.,109]

109 дарственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушении, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношении" .
Отсюда и такие общепризнанные черты
ф правового регулирования: 1) нормативной основой правового регулирования выступают исходящие от государства общеобязательные для исполнения нормы права; 2) правовое регулирование опирается на возможность использования принудительной силы государства; 3) правовое регулирование охватывает всю совокупность юридических средств воздействия на общественные отношения .
Соответственно, эти черты преломляются и в методе правового регулирования, юридическая природа которого целиком и полностью оказывается зависимой от свойств объективного права, выраженных в правовом регулировании.
И поэтому надо признать вполне логичным вывод В.Ф.
Яковлева о том, что метод правового регулирования характеризуется следующими чертами: "а) четкостью нормативно-правовых предписаний,
носящих харак0 тер прав и обязанностей участников регулируемых отношений; б) общеобязательностью этих предписаний, поскольку они представляют собой волю господствующего класса, возведенную в закон, т.е.
установленную или санкционированную государством; в) тем, что нормы права действуют не каждая в отдельности, а в совокупности с другими нормами как составная часть целой правовой системы; г) реализация правовых норм обеспечивается авторитетом 216и принудительной силой государства" .
214Байтин М.И.
Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение.
// Теория государства и права: Курс лекций.
/ Под ред.
Н.И.
Матузова и А.В.
Малько.
М., 1997.
С.
142.

215 См.: Алексеев С.С.
Механизм правового регулирования в социалистическом государстве.
М., 1966.
С.
7.

216 Яковлев В.Ф.
Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.
Свердловск, 1972.
С.
11

[стр.,188]

признать, что нормативно-правовые предписания могут осуществляться вне правоотношений, то вопрос об общих правовых отношениях автоматически снимается.
Если же исходить из обратного, то нельзя не признать объективную необходимость существования общих правоотношений.
Характеризуя общие правоотношения, Н.И.
Матузов пишет: "Общие правоотношения, в отличие от конкретных, выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинства, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, правопорядок).
Они возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений" .
Сказанное Н.И.
Матузовым целиком и полностью приложимо к характеристике общих правозащитных отношений.
Они возникают из факта признания прав человека и выступают формой их осуществления.
"Права человека, пишет С.А.
Комаров, реализуются в общих правоотношениях...
Для субъекта права достаточно обладать лишь правоспособностью для возникновения реального права в таких правоотношениях .
В общезащитных правовых отношениях юридически обязанный субъект корреспондент конкретного правозащитного правомочия воздерживается от осуществления запрещенных вариантов поведения.
Смысл такого рода запретов заключается в том, чтобы управомоченное лицо могло свободно и полностью реализовать не только одно из своих правомочий право на правовую защищенность, вытекающее из права на правовую защиту, но и любое Механизм правового регулирования в социалистическом государстве.
М., 1966.
С.

143 и сл.
372Матузов Н.И.
Правовые отношения // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.
Н.И.
Матузова и А.В.
Малько.
М., 1997.
С.

478.
См.: Комаров С.А.
Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование ).
Саранск, 1995.
С.
49.

[Back]