Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 257]

257 * » государством и международным сообществом в лице его правозащитных организации; отношения между государствами по поводу и в связи с защитой прав человека.
В силу того, что объекты правозащитных отношений располагаются в самых разных сферах общества и регулируются нормами практически всех отраслей права, то и порождаемые ими отношения не могут быть охвачены регулятивно-организующим воздействием какого-либо одного из существующих отраслевых методов.
Отсюда и проистекает, как мы уже отмечали, комплексный характер правозащитного метода регулирования.

3.Комплексность нормативно-правовой основы правозащитного метода.
После признания Российской Федерацией прав человека и возложения на себя обязанностей по их защите заметно активизировались усилия специалистов по поиску новых подходов к правопониманию .
На сегодняшний момент считается общепризнанным, что общее определение действующего права невозможно без отражения в нем прав человека.

Юридическая природа прав человека раскрывается прежде всего через субъективное право.
Динамическая характеристика прав человека носит комплексный характер, что обуславливает необходимость признания в изучении содержании понятия «права человека» многоотраслевых научных подходов (исторического, философского, этического, политологического, социологического, экономического и собственно юридического).
В широком смысле каждая отрасль научных знаний обладает своей нормативной системой измерения и оценки действия прав человека.
С этой точки зрения, наибольшее распространение получил социально-правовой подход к изучению природы прав человека.
Необходимость собственно юридического понимания прав человека продиктована развивающимся процессом перехода закрепленных в Различные подходы к правопониманию нашли детальное изложение в диссертационном исследовании В.И.
Попова.
См.: Попов В.И.
Правопонимание в советской юридической науке: Автореферат дис....
канд.
юрид.
наук.
М., 2001.
С.
9
и след; О практическом значении правопонимания см.: Ильин И.А.
Понятие права и силы // Философия права.
Нравственная философия.
М., 1993.
Т.

1.
С.
11; Лазарев В.В.
Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики // Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.
В.В.
Лазарева.

М., 1996.
С.
100 и след.
[стр. 114]

114 самая сущностная, конструктивная взаимосвязь между методом и системой правового регулирования, а именно то, что появление такого элемента правового регулирования как правовая норма, есть в то же время "оформление и закрепление" и соответствующего метода.
В свою очередь, метод, получивший закрепление в норме права, активно влияет на все содержание правового ф регулирования.
Проецирование сущности, особенностей юридической природы и регулятивных свойств института защиты прав человека на понятие и основные черты метода правового регулирования позволяет выдвинуть положение о том, что становление данного института с неизбежностью порождает особый вид правового регулирования правозащитное регулирование с присущим ему методом.
Это, помимо всего прочего, предполагает признание того, что ни один из существующих в правовой системе методов правового регулирования, не способен осуществить адекватное регулятивное воздействие на отношения, возникающие в результате осуществления права человека на правовую защиту.
Из числа основных доводов в пользу такого вы0 вода надо привести следующие обстоятельства.
Первое.
Как следует из вышеизложенного, между такими явлениями, как право и метод правового регулирования, существует связь, выражающаяся в самом общем виде в том, что последнее представляет собой способ воздействия права на общественные отношения.
И уже только в силу этого метод не может специфическим образом не отражать тех черт, которые сообщает ему реализуемое явление.
Именно это обстоятельство и превращает проблему правопонимания из сугубо академической в практически значимую.
Поэтому надо считать неслучайным, что после признания Российской Феде-л рацией прав человека и возложения на себя обязанностей по их защите, заметно активизировались усилия специалистов по поиску новых подходов к 'О__________________________________________________________________________ сб.
Вып.
7: Актуальные проблемы социалистического государства и права, законности и правопорядка.
Саратов, 1986.
С.
63.


[стр.,115]

правопониманию .
На сегодняшний момент считается общепризнанным, что общее определение действующего права невозможно без отражения в нем прав человека.

В современной юридической науке обосновываются самые различные пути выработки обогащенного гуманистическим потенциалом понятия права.
Так, П.В.
Анисимов, исходя из того, что признание Российской Федерацией прав человека вызвало потребность в таком новом правопонимании, где бы нашло отражение и само это явление права человека, считает целесообразным положить в его основу "мысль о диалектическом единстве (особой интеграции) объективного и субъективного права, поскольку только в контексте такого единства появляется возможность преодолеть оторванность человека от права, а само право рассматривать не как нечто внешнее, навязанное человеку, но как нечто ему имманентное как существу разумному" .
С несколько иных позиций к этой проблеме подходит В.С.
Нерсесянц.
По его мнению, "правовое начало и право вообще в концентрированном виде и в человеческом измерении представлено прежде всего и в конечном счете — в виде 225 прав и свобод человека и гражданина" .
Преломляя этот тезис к правовому образу жизни современной России, автор пишет: "Одно из важных достоинств новой российской Конституции как раз и состоит в том, что основные характеристики всего конституционно регламентируемого пространства в це223 223 Различные подходы к правопониманию нашли детальное изложение в диссертационном исследовании В.И.
Попова: См.: Попов В.И.
Правопонимание в советской юридической науке.
Автореферат дисс.
канд.
юрид.
наук.
М., 2001.
С.
9
сл.; О практическом значении правопонимания см.: Ильин И.А.
Понятие права и силы // Философия права.
Нравственная философия.
М., 1993.
Т.

I.
С.
11; Лазарев В.В.
Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики // Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.
В.В.
Лазарева.

2-е изд.
М., 1996.
С.
100 и сл.
29 Л Анисимов П.В.
Проблема правопонимания в теории права и прав человека // Пути развития юридической науки и образования в XXI веке.
Волгоград, 2001.
С.
159-160.
225Нерсесянц В.С.
Философия права: Учебник для вузов.
М., 1997.
С.
374.


[стр.,150]

150 ских обязанностей одного из участников в рамках существующего единого правозащитного отношения.
В качестве дополнительной аргументации этого тезиса можно привести вывод В.П.
Божьева: "объектом уголовно-процессуальных правоотношений является уголовно-правовое отношение в его объективном (т.е.
соответстО) вующем действительности) состоянии" .
Значение объединения объектов правозащитных отношений в единую категорию имеет принципиальное значение для решения вопроса о выделении особого метода регулирования.
Дело в том, что объект правоотношения, порождая само правоотношение, обусловливает тем самым и метод своего регулирования.
"Именно предмет обусловливает необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль обозначается, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя" .
Ч Однородность объектов правозащитных отношений, вытекающая из их органической связи с правами человека, выражается в однородности самих <> правозащитных отношений, которые, в свою очередь, предполагают и однородность всей системы своего правового регулирования.
Однако в силу того, что объекты правозащитных отношений располагаются в самых разных сферах общества и регулируются нормами практически всех отраслей права, то и порождаемые ими отношения не могут быть охвачены регулятивноорганизующим воздействием какого-либо одного из существующих отраслевых методов.
Отсюда и проистекает, как мы уже отмечали, комплексный характер правозащитного метода регулирования.

См.: Божьев В.П.
Уголовно-процессуальные правоотношения.
М., 1975.
С.
139.
0 7 Я7 Комаров С.А.
Система права // Общая теория государства и права.
Академический курс в 2-х томах.
/ Под ред.
М.
Н.
Марченко.
Т.
2.
Теория права.
М., 1998 С.
234.

[Back]