Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 307]

способность к правореализации) , а также способность нести ответственность (как следствие правообладания и правореализации) за свои юридически значимые действия (деликтоспособность).
В юридической литературе выделяют понятия «специальная правоспособность» и «процессуальная правоспособность».
Все граждане обладают процессуальной правоспособностью.
Однако лишь очень немногие из них реализуют ее когдалибо в своей жизни .
Понятие специальной правоспособности означает известное ограничение правоспособности определенным кругом допускаемых 46 действий .
Проблемы уточнения содержания указанных понятий носят дискуссионный характер и направлены на более точное раскрытие содержания понятия правоспособности.
С Особенность правового положения физических субъектов правозащитного отношения заключается в неразделимости категорий правоспособности и дееспособности.
Единство этих категорий отражает принцип единства прав и обязанностей в правовом положении человека.
По этому поводу во Всеобщей декларации прав человека записано, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором
только и возможно свободное и полное развитие А П его личности» , что осуществление прав и свобод гражданином требуют «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».
Неразделенность правоспособности и дееспособности объясняет и
запрет на злоупотребление правами человека одной стороной в ущерб интересам Дееспособность это признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.
См.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юрид.
вузов / Под ред.
В.С.
Нерсесянца.
М., 1999.
С.
377.

45 См.: Халфина Р.О.
Общее учение о правоотношении.
М., 1974.
С.
118.
46 См.: Кечекьян С.Ф.
Правоотношения в социалистическом обществе.
М., 1958.
С.
85.
Всеобщая декларация прав человека.
(Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи
ООН от 10 декабря 1948 г.) // Международные акты о правах человека: Сб.
документов.
М., 2 0 0 0 .
С.
40.
[стр. 154]

154 ников правозащитных отношений.
Применительно к юридическим лицам такую функцию выполняет категория "компетенция".
Правосубъектность это способность лица иметь права и обязанности, а также приобретать их в результате осуществления своих юридически значимых действий.
Она включает в себя два компонента: правоспособность, как О» способность иметь субъективные права и обязанности (т.е.
способность к 909 правообладанию) , и дееспособность, как способность своими действиями приобретать и реализовывать субъективные права и обязанности (т.е.
способ90^ ность к правореализации) , а также способность нести ответственность (как следствие правообладания и правореализации) за свои юридически значимые действия (деликтоспособность).
Особенностью правового положения физических субъектов правозащитного отношения
является неразделимость в отношении них категорий правоспособности и дееспособности.
Единство этих категорий отражает принцип единства прав и обязанностей в правовом положении человека.
По этому поводу во Всеобщей декларации прав человека записано, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором
О только и возможно свободное и полное развитие его личности"294, что осуществление прав и свобод гражданином требуют "должного признания и уважеСущность правоспособности заключается в способности правообладания, а не в самом обладании правами.
"Правоспособность, писал Коркунов Н.М., означает только то, что лицо может иметь известные права, но это еще не значит, что оно ими действительно обладает.
Каждый способен иметь право собственности на имущество, но отсюда вовсе не следует, что уже имеет его".
См.: Коркунов Н.М.
Лекции по общей теории права.
СПб., 1909.
С.
147.
2 Дееспособность это признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.
См.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов./ Под ред.
В.С.
Нерсесянца.
М., 1999.
С.
377.

2 Всеобщая декларация прав человека.
Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи
от 10 декабря 1948 г.// Международные акты о правах человека: Сб.
документов.
М., 2000.
С.
40.


[стр.,155]

155 ния прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, 1 общего порядка и благосостояния в демократическом обществе".
Неразделенность правоспособности и дееспособности объясняет и
за•Р прет на злоупотребление правами человека одной стороной в ущерб интересам другой.
В связи с этим в Ст.
17.
Конвенции о защите прав человека и осС1) новных свобод записано: "Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на уничтожение любых прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей степени, нежели это предусматривается в Конвенции..295 При более детальном анализе проблемы юридических свойств физических субъектов правозащитных отношений можно выявить материальные и формальные условия их правосубъектности.
Материальное условие правосубъектности это способность данного лица к обладанию правом на правовую защиту, иначе говоря, свойство, присущее самому лицу от рождения.
О Формальное условие правосубъектности признание внешним правовым авторитетом (государством, международным сообществом) указанной способности у данного лица.
Такое признание выражается, как мы указывали выше, в признании прав человека вообще.
Только единство этих двух условий и может исчерпывающим образом характеризовать физическое лицо в качестве субъекта правозащитного отношения.
Юридическое лицо как субъект правозащитных отношений наделено правозащитной компетенцией.
Понятие "компетенция" обозначает юридическое выражение совокупности полномочий и функций данного субъекта296 295 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Международные акты о правах человека: Сб.
доку& ментов.
М., 2000.
С.
543.
См.: Атаманчук Г.В.
Теория государственного управления: Курс лекций.
М., 1997.
С.
209.

[Back]