Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 70]

внешних отношениях этих явлений с другими, а на путях интерпретации таких закономерностей в качестве особых, обладающих собственным содержанием «проводников» социологических и иных общественных законов.
Таким образом, особенность широкого социально-правового подхода в исследовании предмета правозащитного регулирования определяется следующими факторами: -правозащитное регулирование как одно из направлений действия юридической формы в сфере защиты прав человека осуществляется во взаимодействии с неюридическими формами и способами защиты прав человека, проявляющимися в сфере правовой культуры, правового сознания, правового воспитания, правовой информации др.; -правозащитное регулирование, включаясь в единую систему социальноправового механизма защиты прав человека , взаимодействует с неюридическими механизмами защиты прав человека идеологическим и политическим плюрализмом в общественном мнении, а также гласностью как выражением социальной справедливости; -формирование правозащитного регулирования обусловлено процессом формирования у государства юридической обязанности по защите прав человека и ответственности за нарушения прав человека как перед личностью, так и перед международным сообществом, международными и национальными общественными организациями и объединениями.
Представления о правозащитном регулировании как о предмете специально-юридического познания складываются в результате теоретического выделения из всей государственно-правовой действительности той области, в которой реализуется регулятивный потенциал права на правовую защиту прав человека.
При этом данная область рассматривается через призму ее специфических закономерностей.
Их сумма и есть предметное очертание содержания и границ правозащитного регулирования.
См.: Мордовец А.С.
Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина.
Саратов, 1996.
С.

147.
[стр. 18]

18 Как единая и общая система институт защиты прав человека включает в себя наряду с национальным компонентом и международный .
Причем, соотношение и характер взаимосвязи этих основных элементов постоянно изменяется, ибо их нормативная основа международное и внутригосударственное право "постоянно развиваются, изменяются их принципы и нормы, объ10 О екты и методы правового регулирования .
Однако под таким углом зрения на общетеоретическом уровне проблема защиты прав человека еще не получила должного научного осмысления.
И не последней причиной такого положения является известная "невосприимчивость", сложившаяся между общей теорией права и государства и теорией международного права.
С учетом сказанного, а также в связи с самыми разнообразными вариантами и смысловыми нагрузками использования термина "институт" применительно к правам человека и их защите11, мы в последующем будем исходить из того, что предмет понятия "институт защиты прав человека" является комНекоторые вопросы организации и функционирования защиты прав человека как единой системы затрагиваются в следующих работах: Алексеев Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И.
Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие / Под ред.
В.М.
Жуйкова.
М., 1996; Лукашук И.И.
Нормы международного права в правовой системе России: Учебно-практическое пособие.
М., 1997; Глотов С.А.
Россия и Совет Европы: Политико-правовые вопросы взаимодействия.
Краснодар, 1998; Его же.
Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека.
Саратов.
1999; Горшаков С.А.
Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство.
М., 2001 и др.
Карташкин В.А.
Права человека в международном и внутригосударственном праве.
М., 1995.
С.
5.
О многообразии использования термина "институт" применительно к различным аспектам прав человека и их взаимосвязям с объективным и субъективным правом, с государством и его организациями см.: Якушев В.С.
О понятии правового института // Правоведение.
1970.
№ 6.
С.
62 и сл.; Мордовец А.С.
Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина.
Саратов, 1996.
С.

34, 39 и сл.; Институт прав человека в России / Г.Н.
Комкова, О.В.
Шудра, Т.Г.
Даурова и др.
/ Под ред.
Г.Н.
Комковой.
Саратов, 1998.
С.
216, 6, 10, 23 и сл.


[стр.,21]

21 ния права и свободы человека.
Эта форма возможностей человека означает их защищенность (выделено нами Н.П.)" .
Таким образом, из рассуждений цитируемого автора следует, что сущность защиты прав человека заключена в юридической форме существования прав человека.
Иными словами, защита прав человека как явление вторично ф относительно самих этих прав.
Отсюда вытекает неприемлемый, с нашей точки зрения, вывод о том, что права человека и их защита имеют различия в своём генезисе и поэтому право человека на правовую защиту не может быть признано видом прав человека.
Иной, на наш взгляд, более перспективный подход к проблеме сущности защиты прав человека предлагает А.С.
Мордовец.
Во-первых, он полагает возможным охватить общим понятием права человека и их защиту.
"...Права человека, пишет А.С.
Мордовец, это гарантированные демократическим обществом возможности для каждого индивида, его сообщностей на достойный уровень жизни, эффективную социальную систему охраны и защиты от произвола государства в соответствии с установленными международными и 1^ (О национальными стандартами и процедурами .
Из логики этого определения однозначно следует вывод о единой сущностной основе прав человека и их защиты.
Эта основа гарантированные возможности достойного уровня жизни человека и их защиты.
Во-вторых, автор связывает важнейшие черты понятия "защита прав человека" с субъективным правом человека на правовую защиту.
Комментируя мнение Ю.К.
Осипова относительно того, что защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права управомоченными на то органами, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав , А.С.
Мордо14Там же.
, Мордовец А.С.
Социально-юридический механизм обеспечения прав " человека и гражданина.
Саратов, 1996.
С.

32.
16 См.: Осипов Ю.К.
Подведомственность юридических дел.
Свердловск, 1973.С 95.


[стр.,39]

39 ности, к социально-юридическим меры защиты.
Первые касаются сферы действия государства, его институтов, вторые гарантий обеспечения субъективных прав индивидов"61.
Допущенная здесь условность заключается в определении мер охраны и мер ответственности как явлений "чисто" правовых.
В то же время очевидно, что любое правовое явление, в том числе и 6 юридическая ответственность, вполне правомерно может быть рассмотрено либо как сугубо социальное, либо как сугубо юридическое; но вместе с тем и как социально-правовое.
Кроме того, нужно признать недопустимым вытекающий из логики рассуждений А.Г.
Мордовеца вывод о том, что режим гарантирования прав человека не включает в себя юридическую ответственность.
В этой связи более правильной выглядит точка зрения А.А.
Анферова, который пишет: "Юридическая ответственность имеет свое обособленное место в системе юридических гарантий прав человека (гражданина), которые должны пониматься как нормативно-определенные, организационнооформленные, осуществляемые в рамках конкретных правоотношений средства и способы обеспечения реального воплощения прав и свобод личноста" .
Более того, и само понятие прав человека, а точнее их личностная и общественная ценность, диктует необходимость включения в систему средств их защиты и юридическую ответственность.
Это прямо вытекает из понимания прав человека как отрасли современного международного права, которая состоит "из совокупности принципов и норм, определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой дискриминации как в мирное время, так и в период вооруМордовец А.С.
Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина.
Саратов, 1996.
С.

223-224.
Алферов А.А.
Права человека (гражданина) и юридическая ответственность (теоретические вопросы единства и взаимосвязи).
Автореферат дисс.
канд.
юрид.
наук.
Волгоград.
2001.
С.
7.

[Back]