Проверяемый текст
Папичев, Николай Васильевич. Защита прав человека и проблема метода правового регулирования (Диссертация 2002)
[стр. 77]

надо рассматривать в «самодвижении», «изменении» .
Необходимое же условие «познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей» .
Диалектика «не уничтожает реального различия» .
Она дает возможность увидеть противоречивое единство материальных и идеальных, субъективных и объективных, мыслительных и практическипреобразующих процессов, характеризующих правозащитное регулирование.
Говоря о методе правовой науки, В.М.
Сырых полагает, что «метод правовой науки это не просто совокупность, сумма методов конкретных наук, а родовое понятие, применяемое для обозначения основанной на диалектикоматериалистическом методе системы общих, специальных и частных методов 112 познания, используемых во всех или в ряде конкретных юридических наук» .
В рамках социально-правового подхода система использования методов познания значительно расширяется, дополнительно включая в себя весь перечень частнонаучных методов познания как социальной, так и правовой природы общественной жизни.
Совершенно другая картина складывается при выборе методов познания при изучении правозащитного регулирования с позиции специальноюридического подхода.
Здесь центральное место занимают специальноправовые методы познания, с помощью которых появляется возможность раскрытия содержания и сущности юридической природы прав человека.
Известно, что категория «сущность» призвана отображать наиболее фундаментальное и неизменное в явлении.
«Под сущностью, пишут авторы коллективного труда «Введение в философию», понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и
109 См.: Там же.
110Там же.
Т.
29.
С.
317.
111 Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
12.
С.
736.
112 Сырых В.М.
Метод правовой науки (Основные элементы, структура).
М., 1980.
С.
10.
[стр. 26]

Известно, что категория "сущность" призвана отображать наиболее фундаментальное и неизменное в явлении.
"Под сущностью, —пишут авторы коллективного труда "Введение в философию", —понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и
другие характеристики .
Сущность в явлении выполняет роль проявляюще97 гося основания .
В этом смысле она объясняет факт существования явления и его черты.
Наряду с этим сама сущность как предмет познания раскрывается через совокупность внутренних, свойственных её природе причинноследственных связей, с которыми в правоведении связана идея о многоуров28 невом характере сущности правовых явлений .
Путь познания, идущий от сущности первого порядка к сущности права второго порядка, а от нее к сущности третьего порядка, пишет Л.С.
Явич, противоположен по своей направленности историческому генезису права.
При этом сущность самого глубокого уровня программирует будущую нормативность права, но имманентно ее не содержит"29.
В этой связи замечание И.А.
Ледяха о том, что для понимания и организации "защиты прав и свобод человека немаловажное значение имеет трактовка вопроса о происхождении, природе прав и свобод следует воспринимать как методологическую посылку.
ОА См.: Введение в философию: Учебник для вузов.
/ Фролов И.Т.
и др.
В 2-х ч.
4.2.
М., 1989.
С.
112-113.
См.: Материалистическая диалектика.
Т.1 Объективная диалектика.
М., 1981.
С.
134-136.
28 Впервые обосновал и использовал идею о многоуровневом свойстве "сущности" применительно к правовым явлениям Л.С.
Явич.
Наиболее полное и законченное изложение этой идеи см.: Явич Л.С.
Общая теория права.
Л., 1976.
С.
86 и след.; Он же.
Сущность права.
Социально-философское понимание генезиса развития и функционирования юридической формы общественных отношений.
Л., 1985.
С.
80 и сл 29Явич Л.С.
Сущность права...
С.
85.^ Л _______ _______ Общая теория прав человека / Отв.
ред.
Е.А.
Лукашева.
М., 1996.
С.346.

[Back]