другие характеристики» . Сущность в явлении выполняет роль 11 4 проявляющегося основания . В этом смысле она объясняет факт существования явления и его черты. Наряду с этим сама сущность как предмет познания раскрывается через совокупность внутренних, свойственных ее природе причинно-следственных связей, с которыми в правоведении связана идея о многоуровневом характере сущности правовых явлений . «Путь познания, идущий от сущности первого порядка к сущности права второго порядка, а от нее к сущности третьего порядка, пишет Л.С. Явич, противоположен по своей направленности историческому генезису права. При этом сущность самого глубокого уровня программирует будущую нормативность права, но имманентно ее не содержит» . В этой связи замечание И.А. Ледяха о том, что для понимания и организации «защиты прав и свобод человека немаловажное значение имеет трактовка вопроса о происхождении, природе прав и свобод» , следует воспринимать как методологическую посылку. Сказанное относительно категорий «сущность» и «сущность права» целиком и полностью приложимо к праву на правовую защиту прав человека как к первому уровню сущности всей системы защиты прав человека. Такой вывод вытекает из следующих рассуждений. Щ Очевидно, что общее назначение системы защиты прав человека заключается в том, чтобы обеспечить защищенность прав человека. «Правовая защищенность, пишет А.В. Стремоухов, это высокий уровень защиты личности законом, который характеризуется предоставлением лицу широких 113 Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Фролов И.Т. и др. Ч. 2. М., 1989. С. 112-113. См.: Материалистическая диалектика. Т. 1: Объективная диалектика. М., 1981. С. 134— 136. Впервые обосновал и использовал идею о многоуровневом свойстве «сущности» применительно к правовым явлениям Л.С. Явич. Наиболее полное и законченное изложение этой идеи см.: Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 86 и след.; Он же. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса развития и функционирования юридической формы общественных отношений, Л,, 1985. С. 80 и след. 16Явич Л.С. Сущность права... С. 85. 117 Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 346. |
Известно, что категория "сущность" призвана отображать наиболее фундаментальное и неизменное в явлении. "Под сущностью, —пишут авторы коллективного труда "Введение в философию", —понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики . Сущность в явлении выполняет роль проявляюще97 гося основания . В этом смысле она объясняет факт существования явления и его черты. Наряду с этим сама сущность как предмет познания раскрывается через совокупность внутренних, свойственных её природе причинноследственных связей, с которыми в правоведении связана идея о многоуров28 невом характере сущности правовых явлений . Путь познания, идущий от сущности первого порядка к сущности права второго порядка, а от нее к сущности третьего порядка, пишет Л.С. Явич, противоположен по своей направленности историческому генезису права. При этом сущность самого глубокого уровня программирует будущую нормативность права, но имманентно ее не содержит"29. В этой связи замечание И.А. Ледяха о том, что для понимания и организации "защиты прав и свобод человека немаловажное значение имеет трактовка вопроса о происхождении, природе прав и свобод следует воспринимать как методологическую посылку. ОА См.: Введение в философию: Учебник для вузов. / Фролов И.Т. и др. В 2-х ч. 4.2. М., 1989. С. 112-113. См.: Материалистическая диалектика. Т.1 Объективная диалектика. М., 1981. С. 134-136. 28 Впервые обосновал и использовал идею о многоуровневом свойстве "сущности" применительно к правовым явлениям Л.С. Явич. Наиболее полное и законченное изложение этой идеи см.: Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 86 и след.; Он же. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С. 80 и сл 29Явич Л.С. Сущность права... С. 85.^ Л _______ _______ Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. С.346. Сказанное относительно категорий "сущность" и "сущность права" целиком и полностью приложимо к праву человека на правовую защиту как к первому уровню сущности всего института защиты прав человек. Такой вывод вытекает из следующих рассуждений. Очевидно, что общее назначение института защиты прав человека заключается в том, чтобы обеспечить защищенность прав человека. "...Правовая защищенность, пишет А.В. Стремоухов, это высокий уровень защиты личности законом, который характеризуется предоставлением лицу широких конституционных прав и наличием эффективного механизма их правовой защиты" . Поэтому права Л.Н. Завадская, когда пишет: "В самой сфере защиты главная цель обеспечение реализации субъективных 49 прав, обязанностей, охраняемых законом интересов, свобод граждан" . К этой же цели должны стремиться государства и все иные политические организации. "Цель всякого политического союза, провозглашается в Ст. 2. Декларации прав человека и гражданина 1789 г., обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека" . Таким образом, состояние защищенности прав человека выражает собой и общее назначение, и главную цель всего института защиты прав человека. В свою очередь, это состояние достигается через признание или установление за каждой личностью юридического права на правовую защиту. Без наличия у человека права на правовую защиту, защита его прав состояться не может, поскольку невозможна даже такая постановка вопроса. Именно поэтому формирование института защиты прав человека начинается с признания у человека права на правовую защиту и вытекающих из него правозаСтремоухов А.В. Правовая защита человека: Теоретический аспект. Автореферат дисс. докт. юрид. наук. СПб, 1996. С. 11. Завадская Л.Н. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1983. С. 226-227.Л Л _______ Декларация прав человека и гражданина 1789 г.// Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 32. а 30 ниями товаровладельцев, с правами личности и ее объективно обусловленными притязаниями, потребностями и интересами" . Известно, что основной смысл права человека на правовую защиту состоит в том, что оно предоставляет личности правовую возможность самостоятельно или посредством иных компетентных субъектов результативно Л отстаивать свои жизненно важные притязания. Эти притязания есть устремления людей к незыблемости и сохранности наиболее важных для достойного образа их жизни и вытекающих из природных, духовных и интеллектуальных свойств человека потребностей. Притязание человека на защищенность основополагающих условий достойного существования внутренне присуще человеку как существу разумному. Осознание условий достойного существования означает готовность человека к целеустремленной борьбе к борьбе за самого себя. Осуществление человеком акта притязания на защиту как раз и выражается в признании за ним права на правовую защиту. Поэтому вполне правомерно рассматривать этот акт как способ "перехода человека в плос39 кость своего правового бытия , а само притязание в качестве второго О уровня сущности защиты прав человека. Следующий уровень сущности защиты прав человека относится к глубинной природе прав человека в целом, которая, по мнению В.П. Федорова, представлена тремя составляющими телом человека, его душой и духом. "... Три составляющие, пишет он, тело душа дух , образуют ту объективную основу, из которой вытекают естественные, сущностные, неотчуждаемые качества и свойства человека как человека. Они выражают сущность человека и без них человека нет. Это такие качества и свойства человека, без которых его нормальное существование и развитие как человека невозмож38Явич Л.С. Сущность права. Социально-философское понимание генези0 са, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С. 93. 39См.: Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания. Автореферат дисс. докт. юрид. наук. М., 2001. С.32. |