Проверяемый текст
Антонов, Игорь Валерьевич. Анализ противоречий современных глобализационных процессов в мировой экономике (Диссертация 2001)
[стр. 38]

временный мир в конце XX столетия приобрел нарастающую динамику и еще большую непредсказуемость своего будущего.
Серьезные исследователи и экономические обозреватели не только не успевают обобщать и профессионально реагировать на эти изменения, гибко адаптироваться к быстро меняющимся условиям, но зачастую оказываются не в состоянии даже «отслеживать» и грамотно осмысливать их.
И если им при этом ясно, от чего мир уходит, то полной ясности о том, к чему он приходит, нет» [Россия и Европа, 1996, с.394].
Из всех классических теорий, по мнению, например,
профессора социологии из Австралии М.Уотерса (М.\Уа1еге), наиболее прямое отношение к глобализационной парадигме имел марксизм с его видением общемировой интернациональной буржуазии и интернационального пролетариата, исходивший из приоритета экономических отношений.
Прологом теории глобализации можно считать и теоретические построения, касающиеся конвергенции разных типов обществ в однотипное индустриальное общество по мере его развития, а также концепции постиндустриального общества, в первую очередь,
видного теоретика американского неоконсерватизма Д.Белла (О.Ве11), который, например, в своей статье «Мир и Соединенные Штаты в 2013 году» писал об отмирании национальных государств и географических границ [ВеИ О., 1987].
В последнее время появилось немало теоретических разработок, осмысливающих общественные процессы с разных позиций, каждая из которых высвечивает существенные грани сложной социальной реальности, которые не укладываются в рамки любой
теоретической школы.
Пока это подвижная система понятий, представляющая синтез разных идейных направлений, который вряд ли, как предполагают некоторые теоретики, выльется в какую-либо цельную доктрину или теорию глобализационного процесса.
По попытки такого рода уже предпринимаются.
Наиболее удачная из них принадлежит, на наш взгляд, американскому ученому
И.Валлерстайну (1.\Уа11еге1еш) и его последователям в Центре Ф.Броделя (Б.Вгаис1е1) по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций в Бингемтонском университете.
Представителей этой школы можно считать родоначальниками нового теоретического направления мир-системого
анализа, о чем мы уже ранее упоминали как о направлении, стремящимся пре
[стр. 20]

19 сталкивается дополнительно с таким мощным субъективным фактором и силовым воздействием, искажающим нормальный эволюционный процесс глобализации, как внешняя политика Соединенных Штатов Итак, как отражает сущность происходящих в мире процессов формирующаяся на наших глазах теория глобализации? Каковы ее теоретические истоки? Можно согласиться с теми, кто считает, что глобализационный процесс имеет по крайней мере три аспекта экономический, политический и культурный, которые взаимосвязаны, однако, так, что на определенных этапах какой-либо из них может доминировать.
Из всех классических теорий, по мнению, например
М.Уотерса, наиболее прямое отношение к глобализационной парадигме имел марксизм с его видением общемировой интернациональной буржуазии и интернационального пролетариата и исходивший из примата экономических отношений.
Это, в первую очередь, работа В.И.
Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».
Прологом теории глобализации можно считать и теоретические построения, касающиеся конвергенции разных типов обществ в однотипное индустриальное общество по мере его развития, а также концепции постиндустриального общества, в первую очередь
Д.Белла, который, например, в статье «Мир и Соединенные Штаты в 2013 году» писал об отмирании национальных государств и границ7.
Нельзя особо не отметить теоретические разработки американского ученого И.Валлерстайна, которого некоторые рассматривают как современного неомарксиста.
Объектом его фундаментальных исследований является мир в целом, мир-как-система, мир-система.
Свои принципы мирсистемного анализа он строит на отрицании традиционно жесткого деления науки об обществе на экономику, социологию, политологию и на осмыслении 7 Bell D.
The World and the United States in 2013 // Daedalus.
1987, vol.
116, N 3.


[стр.,42]

t>OCCKM< rt>cуда ьс* 41 торговли, а объем зарубежных инвестиций увеличивался быстрее, чем общий объем капиталовложений.
Такое соотношение в темпах подтверждает интенсификацию интернационализации, или глобализацию в сфере торговли и производства, непосредственными стимулами которой выступают снижение издержек на транспорт и связь, а также расширение трансграничных валютных и финансовых операций в рамках ТНК.
Эти процессы, как считает, Дж,.Сакс, укрепляют связи между странами с высоким и низким уровнем доходов.
«Если об усилении взаимозависимости высокоразвитых экономик США, Японии и стран Западной Европы можно было говорить еще в 60-х годах, то включение беднейших государств в глобальные системы торговли, финансов и производства как партнеров и участников рынка, а не просто зависимых стран, стало подлинным открытием последнего времени» .
Подобные категоричные утверждения сторонников неолиберализма не разделяются, однако, подавляющим большинством исследователей, отдельными политическими деятелями и представителями бизнеса.
В нашем анализе тенденций и последствий экономической глобализации мы используем методологический подход, согласно которому во-первых, рассматриваем любую глобальную тенденцию в аспекте всех влияющих на нее факторов, контртенденций и противоречий; и, во-вторых, не считаем возможным воспринять нынешнюю действительность достаточно полно и адекватно в рамках какой-либо одной теоретической традиции либеральной, консервативной, социалистической или какой-либо другой.
В последнее время появилось немало теоретических разработок, осмысливающих общественные процессы с разных позиций, каждая из которых высвечивает существенные грани сложной социальной реальности, которые не укладываются в рамки любой
одной теоретической школы.
Пока 23 Sachs J.
International economics: Unlocking the mysteries of globalization // Foreign policy.
N.Y., 1998, №

[стр.,43]

это подвижная система понятий, представляющая синтез разных идейных направлений, который вряд ли, как предполагают некоторые теоретики, выльется в какую-либо цельную доктрину или теорию глобализационного с процесса.
Но попытки такого рода уже предпринимаются.
Наиболее удачная из них принадлежит, на наш взгляд, американскому ученому
Иммануилу Валлерстайну и его последователям в Центре Ф.Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций в Бингемтонском университете штата Нью-Йорка.
Представителей этой школы можно считать родоначальниками нового теоретического направления мир
системного анализа, о чем мы уже ранее упоминали как о направлении, стремящимся преодолеть традиционное деление науки об обществе на экономику, социологию и политологию.
Среди важных методологических основ мир-системного анализа хочется отметить, например, подход к оценке прогрессивности происходящих в мире изменений.
И.Валлерстайн считает, что «в историческом времени и пространстве существовало много моментов важного исторического выбора», несмотря на стохастичность происходящих во времени и пространстве событий.
Поэтому «стрела времени необратима и кумулятивна но не обязательно прогрессивна.
«Прогрессивное» понятие моральное и обусловленное представлениями о «хорошем обществе».
Но эти представления часть менталитета существующей исторической системы и сами подвержены изменениям, о большинстве которых, однако, мы можем *УЛ договориться» .
Продолжая эту мысль в других работах, он подчеркивает, что важный элемент общественной идеологии современной мировой системы предоставление морального приоритета всему новому, а поскольку мир меняется ежеминутно, ученые оказываются втянутыми в детскую игру 24 Wallerstain I.
A theory of economic history in place of economic theory // Studies in social and economic histoiy.
Leuven, 1990.
Vol.
15.
Metodological problems.
P.
47.

[Back]