Проверяемый текст
Антонов, Игорь Валерьевич. Анализ противоречий современных глобализационных процессов в мировой экономике (Диссертация 2001)
[стр. 40]

существуют отдельно экономические, политические и социальные явления в трех особых сферах: экономике (под которой подразумевается рынок), политике (принятие решений государством), социокультуре (ум и дух).
Система производства, как отмечает И.Валлерстайн, это сеть социальных отношений, регулируемых политически на основе систем ценностей.

«Мы нуждаемся в фундаментальной реорганизации всей познавательной деятельности в общественных науках в мировом масштабе.
Необходимо понять, что реальность постоянно меняется, именно меняющаяся реальность должна быть теоретизирована»
[\Vallerstein I., 1990, р.47].
Применяя эти принципы к современной мировой системе, И.Валлерстайн видит ее существенное отличие от других мировых систем.
Ранее они, по его мнению, существовали в двух структурных вариантах: мир-империи и мирэкономики.
До 1500 г.
н.э.
мир-империи были долговеченее и
сильнее мирэкономик, которые они, как правило, разрушали либо поглощали.
С
1950-х годов произошло нечто, не получившее, как он считает, до сих пор удовлетворительного объяснения: одна мир-экономика, охватившая часть Европы, оказалась менее хрупкой, чем другие, выжила и стала каркасом для развития капиталистического способа производства, который может существовать только в форме мир-экономики.
Возникнув и упрочившись, капиталистическая мир-экономика начала расширяться, поглощая окружавшие ее мир-империи
(Монгольскую, Османскую, Российскую) и мини-системы.
А в XIX в.
она охватила земной шар и стала существовать впервые в качестве
одной исторической системы.
Из самих свойств капитала, его стремления к самовозрастанию, к внешней экспансии, восприимчивости к техническому прогрессу
вытекает превращение капиталистической исторической системы в глобальную.
Возникновение капитализма следует рассматривать как
предпосылку раз-4 вития глобального процесса.
Капитализм дает огромную власть тем, кто контролирует производство и может использовать эту власть для овладения политическими, военными, культурными и другими ресурсами.
Развиваясь в соответствии с логикой увеличения масштабов производства, накопления и потребления,
ка39
[стр. 21]

заново наследия XIX и значительной части XX века в новой дисциплинарной науке о мире.
Работы И.Валлерстайна достойны самостоятельного рассмотрения и анализа.
Мы же в своих дальнейших подходах к проблеме глобализации будем касаться отдельных сторон его теоретико-методологического анализа, изложенного во многих фундаментальных монографических исследованиях, в том числе совместно с другими авторами, а также в статьях, посвященных капиталистической мир-экономике, политике, геополитике и новому осмыслению социальной науки.
В своем подходе к изучению мира как системы И.Валлерстайн стремится преодолеть основную методологическую трудность, которая видится ему в том, что абстракции, на которых строятся концепции реальности, суть утверждение постоянства, тогда как мир все время меняется.
Предлагаются практические приемы для преодоления этого противоречия, среди которых выделение так называемых исторических систем в качестве базовой единицы социального анализа.
Система производства, как отмечает И.Валлерстайн, это сеть социальных отношений, регулируемых политически на основе систем ценностей
(подч.
нами) и, далее.
Мы а нуждаемся в фундаментальной реорганизации всей познавательной деятельности в общественных науках в мировом масштабе.
Необходимо понять, что реальность постоянно меняется, именно меняющаяся реальность должна быть теоретизирована8.

Применяя эти принципы к современной мировой системе, И.Валлерстайн видит ее существенное отличие от других мировых систем.
Ранее они, по его мнению, существовали в двух структурных вариантах: миримперии и мир-экономики.
До 1500 г.
н.э.
мир-империи были долговеченее и
g Cm.: Wallerstain I.
A theory of economic history in place of economic theory // Studies in social and economic history.
Leuven, 1990.
Vol.
15.
Metodological problems.


[стр.,22]

сильнее мир-экономик, которые они, как правило, разрушали либо поглощали.
С
середины XVI века произошло нечто странное, не получившее, как он считает, до сих пор удовлетворительного объяснения.
А именно.
Одна мирэкономика, охватившая часть Европы, оказалась менее хрупкой, чем другие, выжила и стала каркасом для развития капиталистического способа производства, который может существовать только в форме мир-экономики.
Возникнув и упрочившись, капиталистическая мир-экономика начала расширяться, поглощая окружавшие ее мир-империи
(Российскую, Османскую, Монгольскую, Цинскую) и мини-системы.
А в XIX в.
она охватила земной шар и стала существовать впервые в качестве
только одной исторической системы.
Из самих свойств капитала, его стремления к самовозрастанию, к внешней экспансии, восприимчивости к техническому прогрессу
и др.
вытекает превращение капиталистической исторической системы в глобальную.

Свойствами капитала объясняется и то, что в современной мировой системе в отличие даже от мир-империй, отсутствуют механизмы, сдерживающие иррациональное потребление мирового продукта (например, нет способов внедрения антирыночных ценностей в процессе принятия решений, нет основы для противостояния географической экспансии и т.д.).
Возникновение капитализма следует рассматривать как
важнейший глобальный процесс, который дает огромную власть тем, кто контролирует производство и может использовать эту власть для овладения политическими, военными, культурными и другими ресурсами.
В то же время, развиваясь в соответствии с логикой увеличения масштабов производства, накопления и потребления, капитализм усиливает тенденцию к общественному взаимодействию, которая лежит в основе процесса глобализации.
Особая роль капитализма как основы современного глобализационного процесса связана с идеологией модернизации.
Она содержит

[Back]