Проверяемый текст
Антонов, Игорь Валерьевич. Анализ противоречий современных глобализационных процессов в мировой экономике (Диссертация 2001)
[стр. 55]

стало причиной повышения уровня мировой финансовой нестабильности.
Разрастание финансово-банковского сектора в экономике многих стран, особенно в течение 90-х
голов, угрожает стабильности экономического развития, вызывая финансово-экономические кризисгл в разных регионах мира практически каждые два года.
Свободный мировой финансовый рынок, на котором происходит ничем не ограниченная миграция огромных сумм краткосрочного спекулятивного капитала в рамках единой общепланетарной системы биржевых рынков,
усиливает неоднородность глобальной экономики и в целом мирового общественного порядка.
~ Другим важнейшим фактором нестабильности макроэкономической ситуации в этой сфере является лавинообразное нарастание панических настроений на мировых финансов1ЛХ рынках.
Эти настроения возникают, когда достаточно большая группа кредиторов неожиданно принимает решения изъять свои кредит1л у заемщиков из-за опасения, что аналогичные действия других кредиторов вызовут массовое банкротство должников.
Стремление как можно скорее спасти свои капиталы порождает массовые переливы заемшлх средств, что является причиной крушения финансовых рынков в отдельшлх странах и регионах.
Подобные панические ситуации возникают на различных финансовых рынках мира.
~ Глобальный рынок за последние два десятилетия возродил ряд отрицательных социальных явлений, которыми характеризовался капитализм XIX столетия: продолжающуюся дифференциацию доходов, образование «карманов» нищеты и голода, подрыв систем социального обеспечения, т.е.
тех самых систем, ликвидация
которглх вывела капитализм XIX века из «дикого» состояния в высокоцивилизованные общества промышленных стран Западной Европы и Северной Америки.
Из таблицы 3 (см.
стр.
55) видно, что сложившееся на протяжении последних 20 лет неравенство в доходах большинства этих стран практически не уменьшается, а во многих даже растет.
Динамика коэффициента Джини только в двух из приведенных в таблице стран демонстрирует некоторое снижение, в остальных же случаях этот показатель или демонстрирует рост, или остается неизменным.
54
[стр. 47]

46 Следует признать, что эффект субъектной «мультипликации» в значительной мере основан на достижениях технического прогресса, возможностях коммерческого использования в глобальных связях информационных технологий и, в то же время, это своеобразная реакция на угрозы самой глобализации, на ее противоречия и непредсказуемые последствия, связанные с растущей свободой движения факторов производства.
Хозяйствующие субъекты, объединяясь в экономические, финансовые, территориальные структуры, приобретают большую устойчивость и конкурентоспособность.
Однако не все факторы производства приобретают в условиях глобализации одинаковую подвижность.
Наибольшее ускорение получили финансы, услуги, более подвижными стали трудовые ресурсы и в еще меньшей мере естественные ресурсы.
Многие экономисты в разных странах считают, что настоящая глобализация происходит пока в основном в банковско-финансовой сфере и сфере информационных услуг и по темпам не совпадает с интернационализацией реального сектора мировой экономики.
А с учетом того, что глобализация в ее современных формах охватывает пока только наиболее развитые страны (страны «ядра» мировой экономики), то, по мнению некоторых специалистов, свыше 50% человечества пока не участвует в такой глобализации.
Разрастание финансово-банковского сектора в экономике многих стран, особенно в течение 90-х
годов, угрожает стабильности экономического развития, вызывая финансово-экономические кризисы в разных регионах мира практически каждые два года.
По данным экономического обзора ООН за 1998-99 гг.
смогли избежать финансово-экономических кризисов только те страны, которые не были втянуты в экономику «мыльного пузыря» это Индия и некоторые другие страны Южной Африки, регулировавшие приток иностранного капитала.


[стр.,67]

например, таких, как профессоры Оливье Дольфюс и Жак Адда, директор ежемесячника «Monde Diplomatique» Игнацио Рамоне и политолог Анри Провизор.
Из опубликованных этими авторами монографий следует, что картина глобальных процессов выглядит значительно менее однородной, чем упрощенное описание ее в терминах свободной конкуренции между производителями разных стран мира.
Много сторонников такого подхода в Германии и других странах.
Анализ довольно обширного массива критической литературы по проблемам экономической глобализации, появляющейся сейчас за рубежом и в России, позволяет рассмотреть аргументацию и систематизировать эти критические оценки, а также подойти к формулировке сущностных (имманентных) рыночной глобализации противоречий и форм их конкретного проявления, что является одной из задач нашего исследования.
Можно выделить следующие положения, характеризующие противоречивость развертывающихся на глобальном экономическом пространстве процессов, обсуждаемые в научной литературе.
Свободный мировой финансовый рынок, на котором происходит ничем не ограниченная миграция огромных сумм краткосрочного спекулятивного капитала в рамках единой общепланетарной системы биржевых рынков,
усилило неоднородность глобальной экономики и в целом мирового общественного порядка, т.к.
наряду со свободой движения капитала сохраняются заметные ограничения на торговлю товарами и услугами коммерческого назначения, значительно зарегулированы рынки рабочей силы и миграция в масштабе земного шара.
Например, годовая стоимость мировой торговли товарами сейчас эквивалентна всего пятидневной стоимости операций на валютных рынках.
Рынки труда остаются высоко сегментированными.
Численность нерезидентов в общей численности населения большинства промышленно развитых стран составляет менее 54%

[стр.,68]

и только в четырех из таких стран превышает 10%41.
В то же время развивающиеся страны оказывают серьезное давление на рынок рабочей силы индустриальных стран, что объясняется их сравнительными преимуществами на рынке неквалифицированного труда.
Глобальный рынок за последние два десятилетия возродил ряд отрицательных социальных явлений, которыми характеризовался капитализм XIX столетия:
резкую дифференциацию доходов, образование «карманов» нищеты и голода, подрыв систем социального обеспечения, т.е.
тех самых систем, ликвидация
которых вывела капитализм XIX века из «дикого» состояния в высокоцивилизованные общества промышленных стран Западной Европы и Северной Америки.
Массовая безработица, обнищание, отчуждение, маргинализация рассматриваются как прямое следствие реализации на практике логики свободного рынка.
Более того, жесткие условия соревнования на мировом рынке будут диктовать развитым странам и далее неминуемо жертвовать социальными гарантиями своих граждан, а тем государствам, которые не желают этими гарантиями поступаться, уготована роль аутсайдеров в гонке за экономический рост.
(В числе стран, которые наиболее близки к оптимальному разрешению этой дилеммы, называются Нидерланды, Великобритания, Швеция, Норвегия, Япония, а также Малайзия и Сингапур.
Характерно, что последние две не пользуются репутацией демократичных, а США не рассматривается в этом списке как передовая страна).
Глобализация рынков имеет следствием усиление экономического расслоения населения и дифференциации стран.
Упадок и подъем национальных экономик вписываются в законы функционирования капитализма, а в условиях глобализации усиление неравномерности развития происходит также под влиянием миграции международного капитала, 41 Fisher В.
Globalisation and competitiveness of regional blocks // Intereconomic -Hamburg, 1998.
Vol.
33, № 4,

[Back]