Проверяемый текст
Антонов, Игорь Валерьевич. Анализ противоречий современных глобализационных процессов в мировой экономике (Диссертация 2001)
[стр. 72]

вающие зависимость роста безработицы в развитых странах от импорта малоквалифицированной рабочей силы из стран третьего мира.
Чтобы уменьшить риск социального демпинга со стороны стран (главным образом развивающихся), в которых не соблюдаются основные социальные права трудящихся, Франция и США предложили ввести в правила регулирования международной торговли так называемую «социальную оговорку».
Ее суть состоит в том, что любая страна может свободно экспортировать свою продукцию только в том случае, если в пей будут соблюдаться разработанные Международной организацией труда (МОТ) социальные правила и нормы, т.е.
устранение принудительного и детского труда, проведение коллективных переговоров между работодателями и трудящимися, отмена дискриминационных ограничений при найме рабочей силы и т.д.
Санкции против государств, нарушающих эти правила, должны определяться странами торговыми партнерами.
Хотя проблемы введения «социальной оговорки» обсуждались на конференции Всемир/ ной торговой организации в декабре 1996 г.
в Сингапуре, правительства многих развивающихся стран, особенно азиатских, выступили против ее принятия.
Увеличение диспропорций в развитии национальных экономик.
Процесс глобализации, будучи стихийным и потому крайне противоречивым, значительно увеличивает различия между странами, меняя соотношение потенциалов социально-экономического развития.
Специалистами отмечается, что неравенство условий жизни на глобальном уровне никогда не было столь велико, как сейчас.
Синтетическим показателем этого служит уровень душевого дохода: в Японии он в 100 раз выше, чем в Индии, в Швейцарии в 400 раз выше, чем в Эфиопии
[The Economist.
1999.
July 24, p.
19].
Крайне неравномерно распределяются <5 социальные и экологические издержки роста: развивающиеся страны несут непропорционально большое бремя тяжелых производств, переносимых из богатых стран, которые могут позволить себе значительные расходы на улучшение социальных условий и качества окружающей среды в своих национальных границах.
«Хотя некоторые развивающиеся страны добились улучшения социальноэкономических показателей (прежде всего
Индия и Китай), поляризация богат71
[стр. 36]

самореализацию.
Свойство новейшего технологического уклада его информационно-телекоммуникационный облик с созданием глобальных информационных сетей, систем искусственного интеллекта, интегрированных высокоскоростных транспортных коммуникаций, внедрение экологических технологий, ядерной энергетики, космической техники, новых конструкционных материалов и гибкой автоматизации производства.
Новейший технологический уклад стремительно распространяется на систему международных экономических отношений и вызывает появление так называемых метатехнологий.
Это сетевые компьютеры и телеинформационные системы, средства и методы создания глобальных виртуальных корпораций, меры обеспечения информационной прозрачности национальных экономических пространств.
Создаются также исследовательские и производственные корпорации метатехнологического профиля, в которых главный рыночный продукт интеллект.
Использование метатехнологий меняет соотношение параметров подвижности и значимости традиционных факторов производств.
Новые банковские технологии обеспечивают быструю и массовую миграцию финансов, интеграцию национальных рынков в единый мировой рынок финансов, где господствующим товаром становится информация со сверхкоротким жизненным циклом.
Таким образом, глобализация открывает новые возможности использования преимуществ международного разделения труда на основе интернационализации традиционных, а также новых факторов производства, которыми становятся информация, интеллект, квалификация рабочей силы, технологические знания.
Но этот процесс, будучи стихийным и потому крайне противоречивым, значительно увеличивает различия между странами, меняя соотношение потенциалов социально-экономического развития.
На заседании Круглого стола по актуальным проблемам глобализации, который был организован

[стр.,37]

журналом «МЭ и МО», отмечалось, что неравенство условий жизни на глобальном уровне никогда не было столь велико, как сейчас.
Синтетическим показателем этого служит уровень душевого дохода: в Японии он в 100 раз выше, чем в Индии, в Швейцарии в 400 раз выше, чем в Эфиопии.

Крайне неравномерно распределяются социальные и экологические издержки роста развивающиеся страны несут непропорционально большое бремя, тогда как богатые страны могут позволить себе значительные расходы на улучшение социальных условий и качества окружающей среды в своих национальных границах.
«Хотя некоторые развивающиеся страны добились улучшения социально-экономических показателей (прежде всего,
Китай и Индия), поляризация богатства и бедности усиливается.
С 1960 по 1994 г.
доля наиболее богатых 20% населения мира в общем объеме доходов увеличилась с 70 до 85%,а доля беднейшей пятой части уменьшилась с 2,3 до 1,1%.
Таким образом, разрыв между теми и другими увеличился за это время с 30:1 до 78:1, т.е.
в 6 раз»20.
Это неравенство становится особенно очевидным в условиях ликвидации прежней обособленности хозяйств, превращаясь в катализатор социально-политической напряженности и подрыва стабильности всей мировой системы.
Социальный сдвиг на глобальном уровне происходит и в другой форме.
Новые технологии вызывают к жизни новый тип работника, ориентированного на творчество, высокоинтеллектуальный труд т.е.
новую элиту в виде тонкой прослойки специалистов, вооруженных особым типом знаний, квалификацией и талантом и занимающих привилегированное положение, в том числе и в развитых странах.
Этот тип социальной дифференциации приобретает таким образом подлинно глобальное измерение 20 МЭ и МО, 1999, № 5, с.48-49.

[Back]