Проверяемый текст
[стр. 176]

над конкретными проектами, специалисты такого органа способствуют дальнейшему развитию концепции ГЧП, коммерциализации государственных услуг и внедрению рыночных принципов в работу государственного сектора.
Подобная структура могла бы также оказать существенную поддержку при разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы ГЧП, осуществляя экспертизу существующих и разрабатываемых нормативно-правовых актов.
Сосредоточение полномочий различных ведомств в рамках единого центра приведет к повышению ответственности за участие в проектах государства, позволит снизить сроки согласования со всеми заинтересованными ведомствами и повысить их координацию при работе с частным
сектором в рамках ГЧП.
Единый консультант нужен не только государству, но и бизнесу.
Ведь
большинство компаний также крайне мало информированы о возможностях и форматах работы в рамках партнерства.
Развитие институциональной среды ГЧП должно включать в себя создание единого общефедерального банка данных и системы мониторинга проектов ГЧП.
Создаваемый единый
общефедералыіый банк данных позволит привлечь внимание частных инвесторов к проектам федерального, регионального и муниципального значения.
Накопленная информация по уже реализованным проектам позволит более трезво оценивать
псрспекгивы сотрудничества, его риски и пути их преодоления.
Система федерального мониторинга должна быть связана со сбором информации и анализом состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, выявлением инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях.
Помимо этого, задачей мониторинга будет являться выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления проектов ГЧП.
Помимо создания основы для принятия решений в области ГЧП, система мониторинга будет являться инструментом выявления и распространения информации о лучшей региональной и местной практике партнерства власти и бизнеса.

В конечном итоге развитие подобной 176
[стр. 161]

государственного органа, ответственного за развитие ГЧП.
Такой опыт есть и в развитых, и в развивающихся странах.
Например, в Великобритании в 2000 году была создана РагШегвЫр УК— компания, которая занимается ГЧП.
Работая на основе частного капитала, она несет ответственность перед государством в лице правительства Великобритании за все проекты ГЧП1.
По мнению многих экспертов, отсутствие единой системы управления — одна из основных причин, сдерживающих развитие системы ГЧП в России.
Такой орган должен стать эффективным посредником между бизнесом и государством, единым экспертными центром для обеих сторон по вопросам ГЧП.
Подобная структура позволит государству повышать качество государственных услуг, обновлять и совершенствовать инфраструктурные объекты, а также увеличивать эффективность использования бюджетных средств.
Преимущества такого подхода уже оценили многие страны.
Например, в той же Великобритании за несколько лет работы РаПпегзЫр УК осуществлены сотни проектов ГЧП на десятки миллиардов фунтов стерлингов.
Помимо работы над конкретными проектами, специалисты такого органа способствуют дальнейшему развитию концепции ГЧП, коммерциализации государственных услуг и внедрению рыночных принципов в работу государственного сектора.
Не менее важная роль будет заключаться в оказании методологической поддержки государственным органам власти на региональном и муниципальном уровнях для развития ГЧП на местах.
Подобная структура могла бы также оказать существенную поддержку при разработке и совершенствовании нормативноправовой базы ГЧП, осуществляя экспертизу существующих и разрабатываемых нормативно-правовых актов.
Сосредоточение полномочий различных ведомств в рамках единого центра приведет к повышению ответственности за участие в проектах государства, позволит снизить сроки согласования со всеми заинтересованными ведомствами и повысить их координацию при работе с частным
секторов в рамках ГЧП.
Единый консультант нужен не только государству, но и бизнесу.
Ведь
1 РаПпегзЫрз Унйопа.
ТЗзе оГ ОЬсоигП Ка1ез т 1Ьс РайпегзЫрз УюЮпа Ргосезз.
ТесЬтса1 Мо1е.
МеШоишс* Осраг1теп1 оГТгсазигу апс! Ршапсе, 2003.
р.
125.
161

[стр.,162]

большинство компаний также крайне мало информированы о возможностях и форматах работы в рамках ГЧП.
Единый орган мог бы оказывать поддержку компаниям на стадии разработки и подачи проекта, ускорить процесс его согласования с различными ведомствами.
Не менее важным может стать участие экспертов в сфере ГЧП при строительстве объекта и его эксплуатации.
Например, компаниям просто необходима помощь профессиональных экспертов при выработке тарифной политики, механизмов обеспечения проекта и проч.
Подобная структура могла бы стать эффективным инструментом страхования и гарантирования рисков проектов ГЧП.
Такого рода специальный государственный участник может сыграть важную роль и в преодолении недостатка цикличности бюджетного финансирования.
Доходы такой структуры могли бы формироваться за счет наделения ее полномочиями по аккумулированию доходов от реализации конкретных проектов ГЧП, Затем, не передавая эти доходы в бюджет, определенная их часть могла бы идти на поддержку текущих проектов ГЧП.
Она могла бы взять на себя часть рисков негосударственных партнеров, инвестируя собственный капитал в реализацию проектов.
Возможны также варианты участия специалистов центра в составе СПК при реализации конкретных проектов.
Интересно в этом смысле предложение Председателя Внешэкономбанка (ВЭБ) Дмитриева В.Н.
о создании на базе банка Национального центра ГЧП (НЦ ГЧП) для скорейшего задействования этого потенциально эффективного инструмента социально-экономического развития России, в частности модернизации инфраструктуры.1Концепция о создании НЦ ГЧП уже направлена в заинтересованные ведомства, а также экспертному сообществу.
В числе адресатов администрация Президента, Правительство, Минэкономразвития, Минтранс, Минпромэнерго, РСПП, ТПП и АРБ.
Необходимость создания НЦ ГЧП на базе ВЭБа В.Н.
Дмитриев обосновал тем, что банк — «оптимальная структура, которая стоит на стыке интересов государства и частного бизнеса» и подчеркнул, что ВЭБ «является флагом, на который реагируют частные инвесторы, и тем самым мы привлекаем частных I 1шр // Ьапкн\ги / пе\У5П4.02.2008 162

[стр.,164]

проектов ГЧП и системы мониторинга проектов ГЧП.
Создаваемый единый
общефедеральный банк данных по проектам ГЧП позволит привлечь внимание частных инвесторов к проектам федерального, регионального и муниципального значения.
В то время как накопленная информация по уже реализованным проектам позволит более трезво оценивать перспективы сотрудничества, его риски и пути их преодоления.
Система федерального мониторинга должна быть связана со сбором информации и анализом состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, выявлением инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях.
Помимо этого, задачей мониторинга будет являться выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления проектов ГЧП.
Помимо создания основы для принятия решений в области ГЧП, система мониторинга будет являться инструментом выявления и распространения информации о лучшей региональной и местной практике партнерства власти и бизнеса,
что позволит значительно повысить эффективность ГЧП в целом но стране.
Так, среди инфраструктурных элементов поддержки инвестиционного процесса в регионах следует особо отметить деятельность Национального Агентства прямых инвестиций (НАПИ)1, одним из перспективных направлений работы которого является создание и сопровождение деятельности региональных инвестиционных фондов, которые, в свою очередь, позволяют аккумулировать значительные финансовые средства российских и зарубежных инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективные предприятия региона, как существующие так и в проекты по созданию новых производств.
Успешная работа таких фондов позволяет решить ряд важных социально-экономических задач региона: повысить капитализацию местных предприятий, провести их технологическую модернизацию, увеличить объем реализации товаров (услуг), расширить налогооблагаемую базу, создать новые рабочие места, улучшить инвестиционный климат и привлечь инвесторов для дальнейших инвестиций в 1 Материалы конференции «Инвестиционные возможности России.
Частно-государственное партнерство: проблемы и риски», Москва, 21 ноября 2006 г.
164

[Back]