Проверяемый текст
Иванова, Ирина Юрьевна; Становление профессионально-педагогической деятельности студентов в образовательном процессе (Диссертация 2006)
[стр. 45]

В связи с положением данного исследования о возможном влиянии образовательного процесса педагогического колледжа на формирование ценностного отношения к педагогической профессии, с учетом реализации педагогических средств, в качестве методологической основы были определены системный, личностно-деятельностный и аксиологический подходы.
Рассмотрим теоретические основы данных подходов.
Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Термин «аксиология» в 1902 г.
введен в научный тезаурус П Лапи и стал активно использоваться в философии, социологии и психологии
[162].
Теоретико-методологической основой исследования аскиологического подхода является учение о ценности, которое получило свое развитие в конце XIX, начале XX века.
Долгое время разработкой данного подхода занималась зарубежная философия (В!
Виндсльбанд, И.Гартман, Д.Дыои, С.Пеппер, Р.Б.Перри, Г.Риккерт, М.Шелер).
Лишь в
60-е годы прошлого века в отечественной науке (С.Ф.Анисимов, Л.ПБуева, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, В.Н.
Саготовский) [5, 33, 68, 80, 167] были определены место и роль теории цениостейобразовании, ее значение для развития комплекса наук о человеке и общест ве, обозначились перспективы ее развития в единстве гносеологического, социологического и педагогического аспектов.
В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие аксиологического подхода.
Он становится органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития
(Г.П.Выжлецов, Ю.М.Плюснии) [48,144], проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.С.Каган, Н.С.Розов) [81,162], изучения феноменологии ценностных систем личности (М.И.Бобиева) [21], формирования нового 'тезауруса и новой образовательной парадигмы (Ы.Б.Крылова, З.А.Малысова) [92], ретроспективного анализа философских и педагогических систем, базисом для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (В.В.Веселова, Н.Д.Никаидров, З.И.Равкин) [40, 130,155].
[стр. 46]

ванию и самосуществованию, а также формированием педагогической направленности и личностных качеств как составляющих педагогической нравственности.
Исходя из специфики становления профессионально-педагогической деятельности будущих учителей, для эффективного осуществления которой необходимо формирование направленности студентов на педагогическую нравственность, учебно-воспитательный процесс при этом должен быть направлен на: профессионально-педагогическое самоопределение будущих учителей с одновременным развитием «самостей» (самоактуализация и самосовершенствование) через рефлексивную деятельность и достижение профессионально-педагогической компетентности студентов, в этой связи теоретико-методологической стратегией исследования мы выбрали аксиологический, личностно-деятельностный и компетентностиый подходы.
В связи с гипотетическим положением данного исследования о возможном влиянии учебно-воспитательного процесса педагогического вуза на становление профессионально-педагогической деятельности будущих учителей, с учетом реализации комплекса педагогических средств, в качестве методологической основы были определены аксиологический, личностнодеятельностный и компетентностиый подходы.
Рассмотрим теоретические основы данных подходов.
Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Термин «аксиология» в 1902 г.
введен в научный тезаурус П.
Лапи и стал активно использоваться в философии, социологии и психологии.

Теоретико-методологической основой исследования аскиологического подхода является учение о ценности, которое получило свое развитие в конце XIX, начале XX века.
Долгое время разработкой данного подхода занималась зарубежная философия (В.

Виндельбанд, Н.
Гартман, Д.
Дыои, С.
Пеппер, Р.Б.
Перри, Г.
Риккерт, М.
Шелер).
Лишь в
46

[стр.,47]

60-е годы прошлого века в отечественной науке (С.Ф.
Анисимова, Л.П.
Буевой, Ю.А.
Замошкина, А.Г.
Здравомыслова, М.С.
Кагана, В.
Момова, В.Н.
Сагатовского, Л.П.
Фомина, И.Т.
Фрол) были определены место и роль теории ценностей в марксизме, ее значение для развития комплекса наук о человеке и обществе, обозначились перспективы ее развития в единстве гносеологического, социологического и педагогического аспектов.
В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие аксиологического подхода.
Он становится органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития
(В.И.
Бойко, Г.П.
Выжлецов, Ю.М.
Плюснин), проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.С.
Каган, Н.С.
Розов),
изучения феноменологии ценностных систем личности (В.Г.
Алексеева, М.И.
Бобнева), формирования нового тезауруса и новой образовательной парадигмы (Н.М.
Воскресенская, Н.Б.
Крылова, З.А.
Малькова), ретроспективного анализа философских и педагогических систем, базисом для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (В.В.
Веселова, Н.Д.

Никандров, З.И.
Равкин) [74, С.
194-195].
Суть аксиологического подхода раскрывается через систему аксиологических принципов, к которым относятся: 1.
принцип единства личностного и профессионального развития будущего учителя; 2.
принцип интеграции философского, психологического, педагогического знания в единую духовную антропологию предполагает ориентацию на осознание будущим учителем своей высокой миссии и призвания; 3.
принцип комплементарности (дополнительности) и компаративности при отборе идей, концепций, теорий предлагаемых будущему учителю; 4.
принцип избыточности ценностной информации; 47

[Back]