Суть аксиологического подхода раскрывается через систему аксиологических принципов, к которым относятся: 1) принцип единства личностного и профессионального развития будущего учителя; 2) принцип интеграции философского, психологического, педагогического знания в единую духовную антропологию предполагает ориентацию на осознание будущим учителем своей высокой миссии и призвания; 3) принцип комплементарное™ (дополнительности) и компаративное™ при отборе идей, концепций, теорий предлагаемых будущему учителю; 4) принцип избыточности ценностной информации; 5) принцип единства сознания и деятельности определяет специфику процесса формирования ценностного сознания и ориентаций личное™. И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко говорят о том, что «знание ориентаций учащихся крайне необходимо. Ибо они основа установки личности на деятельность, основа поведения личности, они развивают в человеке способность к преобразованию себя и окружающего мира» [177, С.67]. Аксиологический подход к изучению формирования ценностного отношения к педагогической профессии у будущих учителей позволил нам высветить внутреннюю сторону взаимосвязи формирования ценностного отношения и реализации педагогических условий в формировании ключевых компетенций будущего учителя, увидеть личностный аспект ориентации студентов в сформированное™ ценностного отношения к педагогической профессии. Данный подход выполняет функцию ориентира в поведении и деятельности, характеризует оценку личностью тех или иных ценностей профессионально-педагогической деятельности, выступает как средство познания их значимости, удовлетворения потребностей. По мнению А.А.Ручка, мы полагаем, что ценности не только формируют и развивают личность, оказывают влияние на общий подход к миру и самому себе, но и позволяют будущему учителю самоопределиться в профессиональнопедагогической деятельности. Помимо прочего, использование аксиологического подхода в данном исследовании позволяет нам решать проблему становления 46 ( |
60-е годы прошлого века в отечественной науке (С.Ф. Анисимова, Л.П. Буевой, Ю.А. Замошкина, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В. Момова, В.Н. Сагатовского, Л.П. Фомина, И.Т. Фрол) были определены место и роль теории ценностей в марксизме, ее значение для развития комплекса наук о человеке и обществе, обозначились перспективы ее развития в единстве гносеологического, социологического и педагогического аспектов. В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие аксиологического подхода. Он становится органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития (В.И. Бойко, Г.П. Выжлецов, Ю.М. Плюснин), проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.С. Каган, Н.С. Розов), изучения феноменологии ценностных систем личности (В.Г. Алексеева, М.И. Бобнева), формирования нового тезауруса и новой образовательной парадигмы (Н.М. Воскресенская, Н.Б. Крылова, З.А. Малькова), ретроспективного анализа философских и педагогических систем, базисом для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (В.В. Веселова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин) [74, С. 194-195]. Суть аксиологического подхода раскрывается через систему аксиологических принципов, к которым относятся: 1. принцип единства личностного и профессионального развития будущего учителя; 2. принцип интеграции философского, психологического, педагогического знания в единую духовную антропологию предполагает ориентацию на осознание будущим учителем своей высокой миссии и призвания; 3. принцип комплементарности (дополнительности) и компаративности при отборе идей, концепций, теорий предлагаемых будущему учителю; 4. принцип избыточности ценностной информации; 47 5. принцип единства сознания и деятельности определяет специфику процесса формирования ценностного сознания и ориентаций личности. И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко говорят о том, что «знание ориентаций учащихся крайне необходимо. Ибо они основа установки личности на деятельность, основа поведения личности, они развивают в человеке способность к преобразованию себя и окружающего мира» [186, С. 71]. Аксиологический подход к изучению становления профессионально-педагогической деятельности будущего учителя позволил нам высветить внутреннюю сторону взаимосвязи становления личности и реализации педагогических условий в формировании ключевых компетенций будущего учителя, увидеть личностный аспект ориентации студентов на становление в профессионально-педагогической деятельности как на приобретаемую ценность. Данный подход выполняет функцию ориентира в поведении и деятельности, характеризует оценку личностью тех или иных ценностей профессиональнопедагогической деятельности, выступает как средство познания их значимости, удовлетворения потребностей. Развивая мысли Г.А. Бурцевой, мы полагаем, что ценности не только формируют и развивают личность, оказывают влияние на общий подход к миру и самому себе, но и позволяют будущему учителю самоопределиться в профессионально-педагогической деятельности. Помимо прочего, использование аксиологического подхода в данном исследовании позволяет нам решать проблему становления профессионально-педагогической деятельности на основе самоопределения будущего учителя и формирования направленности на профессионально-познавательные ценности, ценности будущей профессионально-педагогической деятельности, среди которых определяющей является собственно педагогическая нравственность будущего учителя. М.Е. Дуранов к ценностям педагогической деятельности относит [49]: способность педагога определить стратегию образования личности учащихся, что связано с его методологической, философской подготовкой; 48 |