Проверяемый текст
Яковлева, Майя Константиновна; Государственная политика в области исторического образования в конце XIX - начале XX века (Диссертация 2004)
[стр. 119]

В церковноприходских школах преподавались закон божий (изучение молитв, священной истории, объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, чтение книг церковной и гражданской печати, письмо, начальные арифметические сведения.
А также давали основы истории и географии,
преподавалось рисование, цветоводство.
Учителями церковноприходских школ являлись местные священники, а также особо назначенные учителя.
Предпочтение отдавалось тем учителям, которые получили образование в духовных
учебных заведениях и женских (епархиальных) училищах духовного ведомства.
По уровню общеобразовательной подготовки учащихся, оснащению пособиями, школьным оборудованием церковные школы значительно уступали министерским, особенно земским школам.
Наиболее низким был уровень обучения в школах грамоты, перешедших в ведение Синода в 1891 г., но так и не получивших статуса полноценного начального учебного заведения.
Здесь преподавались закон божий, церковное пение (с голоса), церковнославянское и русское чтение, письмо и начальное счисление.
Учебные планы и программы для школ ведомства православного исповедания утверждались святейшим Синодом.
На предметы, связанные с религией, отводилось 46 % учебного времени11.
Программы церковноприходских школ, не говоря уже о школах грамоты, еще более, чем министерские программы 1897 г., не расширяли в полной мере кругозор учащихся и препятствовали развитию инициативы педагогов.
В объяснительной записке к программе по русскому языку подчеркивалось, что учитель при объяснительном чтении не должен задаваться «побочными целями, например, сообщением учащимся сведений из окружающего мира».
Основным типом начальных учебных заведений
по «Положению» от 31 мая 1872 г.
в городах являлись городские училища.
«Положение»
определяло, что цель городских училищ «доставление детям всех сословий начального умственного и религиозно-нравственного образования».
Городские училища 119
[стр. 41]

Р О С С И Й С К А Я ‘‘О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я Б И Б Л И О Т Е К А них 40% девочек.
Самая маленькая школа Курской губернии т насчитывала 40 человек (Старооскольский уезд), наиболее крупная Павловская школа (Обоянский уезд), в ней насчитывалось 185 учащихся.4 3 Право открытия церковноприходских школ принадлежало приходским священникам и другим членам прихода с утверждения епархиального архиерея Согласно принятому 1 апреля • 1902 г.
«Положению о церковных школах ведомства православного исповедания».
Целью этих школ являлось «распространение в народе образования в духе православной веры и церкви».44 Церковноприходские школы были одноклассными с двухлетним сроком обучения и 2-х классными с 4-х летним сроком обучения.
В церковноприходских школах преподавались закон Божий (изучение молитв, священной истории, объяснение богослужения,
# краткий катехизис), церковное пение, чтение книг церковной и гражданской печати, письмо, начальные арифметические сведения.
А также давали основы истории и географии,
преподавались рисование, цветоводство.4 5 Учителями церковноприходских школ являлись местные священники, а также особо назначенные учителя.
Предпочтение * отдавалось тем учителям, которые получили образование в духовных [
B E j m 20 в ^ .
l [ ± J L U [ ü l 41 / 204 Щ \тI g J l ^ J l ^ J ___________________________I Search Д Щ _______________________________ 42Климов И.Я.
Курская губерния во второй половине XIX в.
// Ученые записки Курского государственного педагогического института.
Т.47.
4.2.
Курск, 1968.
С.3-38.
43Минаков А.АЦерковно-приходские школы Курской губернии на рубеже XIX -XX столетий.
// Курский край.
Краеведческие чтения.
Выпуск I.
Курск, 1989.
С.
127.
44Фальборк Г., Чарнолусский В.
Народное образование в России.
СПб., 1899.
С.
2481.
45Минаков А.А Указ.
соч.
С.
126.
И

[стр.,42]

учебных заведениях и женских (епархиальных) училищах духовного ведомства.
По уровню общеобразовательной подготовки учащихся, оснащению пособиями, школьным оборудованием церковные школы значительно уступали министерским, особенно земским школам.
Наиболее низким был уровень обучения в школах грамоты, перешедших в ведение Синода в 1891 г., но так и не получивших статуса полноценного начального учебного заведения.
Здесь преподавались закон божий, церковное пение (с голоса), церковнославянское и русское чтение, письмо и начальное счисление.
Учебные планы и программы для школ ведомства православного исповедания утверждались святейшим Синодом.
На предметы, связанные с религией, отводилось 46% учебного времени.
Программы церковноприходских школ, не говоря уже о школах грамоты, еще более чем министерские программы 1897 г., не расширяли в полной мере кругозор учащихся и препятствовали развитию инициативы педагогов.
В объяснительной записке к программе по русскому языку подчеркивалось, что учитель при объяснительном чтении не должен задаваться «побочными целями, например сообщением учащимся сведений из окружающего мира.46 Основным типом начальных учебных заведений
в городах являлись городские училища по Положению 31 мая 1872 г.
Положение определяло, что цель городских училищ — «доставление детям всех сословий начального умственного и религиозно46Пругавйн А С.
Указ.
соч.
С.
414.

[Back]