Проверяемый текст
Яковлева, Майя Константиновна; Государственная политика в области исторического образования в конце XIX - начале XX века (Диссертация 2004)
[стр. 131]

весьма привлекательным.
Он был ориентирован на привитие ученикам навыков наблюдения за природой, умений ориентироваться в ней, воспитывал любознательность и интерес к предмету, сообщал некоторые опорные понятия для изучения ботаники, зоологии и химии.
Важное значение придавалось организации учебных прогулок и экскурсий в природу.

Утвержденный 1 июля 1914 г.
циркуляром Министра народного просвещения учебный план мужской классической гимназии (с восьмигодичным курсом обучения и приготовительным отделением) включал закон божий, русский
и церковнославянский, латинский и греческий языки (последний изучался лишь в незначительном числе гимназий с двумя древними языками), философскую пропедевтику, законоведение, математику, физику, историю, географию, немецкий и французский языки, природоведение, рисование, чистописание.
После русского языка и математики, занимавших соответственно 16,1 % и 15,4 % учебного времени и изучавшихся, начиная с подготовительного отделения и кончая восьмым (выпускным)
классом, на третьем месте стоял латинский язык, на который отводилось 12,3 % учебного времени и он изучался в III-VIII классах.
По общему количеству учебных часов (1030
час.) курс латинского языка почти в полтора раза превосходил курс истории (748 час.) и почти в два раза курс географии (538 час.).
На изучение природоведения (I— III классы) отводилось всего 198 час., или 2,4 % учебного времени, физики (VI— VIII классы) 350 час., или 4,2 % учебного
времени30.
Действовавший в царской Россия принцип сословно-элитарной организации системы образования воплощался в реальных училищах.

По сравнению с классической гимназией они являлись второсортным типом среднего учебного заведения.
Реальные училища были рассчитаны на удовлетворение образовательных потребностей средних городских слоев населения.
Основная задача реальных училищ состояла в том, чтобы «доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное практическим потребностям и к приобретению технических познаний».
Однако
данные учебные заведения не давали воспитанникам ни полноценного среднего образования, ни основательной про131
[стр. 51]

подготовительного цикла в I—Ш классах в объеме двух учебных часов в неделю.
Многие современники находили подготовительный курс весьма привлекательным.
Он был ориентирован на привитие ученикам навыков наблюдения за природой, умений ориентироваться в ней, воспитывал любознательность и интерес к предмету, сообщал некоторые опорные понятия для изучения ботаники, зоологии и химии.
Важное значение придавалось организации учебных прогулок и экскурсий в природу.

Но при этом подготовительный курс оказался паллиативным.
Характеризуя сложившуюся ситуацию, журнал «Образование» писал в 1904 г.: «...Наша школа напоминает человека, занесшего ногу, чтобы перешагнуть через ручей, да так и застывшего.
...Мы вот уже 3 года подготовляем учеников к несуществующему курсу».62 Утвержденный 1 июля 1914 г.
циркуляром министра народного просвещения учебный план мужской классической гимназии (с восьмигодичным курсом обучения и приготовительным отделением) включал закон божий, русский
язык и церковнославянский, латинский язык, греческий язык (изучался лишь, в незначительном числе гимназий с двумя древними языками), философская пропедевтика, законоведение, математика, физика, история, география, немецкий язык, французский язык, природоведение, рисование, чистописание.
После русского языка и математики, занимавших соответственно 16,1% и 15,4 % учебного времени и изучавшихся начиная с подготовительного отделения и кончая восьмым (выпускным)
6 1КонстантиновН.А.
Очерки по истории средней школы.
М., 1947.
С.
30-33.
62Положение естественных наук в наших гимназиях.
// Образование.
1904.
№9.
С.48.


[стр.,52]

ig e ii= H 206W T l » l i : i M Ш \&5 2 ' 204 ШШ E J të J lÉ J L!îî^!lJ В iSJ 52 классом, на третьем месте стоял латинский язык, на который отводилось 12,3 % учебного времени и который изучался в III—VIII классах.
По общему количеству учебных часов (1030)
курс латинского языка почти в полтора раза превосходил курс истории (748 ч) и почти в два раза курс географии (538 ч).
На изучение природоведения (I — III классы) отводилось всего 198 ч, или 2,4 % учебного времени, физики (VI—VIII классы) — 350 ч, или 4,2 % учебного
времени.63 Действовавший в царской Россия принцип сословно-элитарной организации системы образования воплощался в реальных училищах, которые являлись второсортным по сравнению с классическими гимназиями типом среднего учебного заведения.
Реальные училища были рассчитаны на удовлетворение образовательных потребностей средних городских слоев населения.
Основная задача реальных училищ состояла в том, чтобы «доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное практически» потребностям и к приобретению технических познаний».64 Однако
реальные училища не давали воспитанникам ни полноценного среднего образования, в результате чего для них был закрыт доступ в университеты, ни основательной профессиональной подготовки.
По уставу 1872 г.
реальные училища имели шесть основных классов.
При наличии необходимых средств в училищах могли открываться и дополнительные, седьмые классы.
Но таких училищ 63 Днепров Э.Д Очерки истории школы и педагогичесхой мысли народов СССР.
— М., 1991.
С.110.
6 4Хрестоматияпо истории педагогики в4-х томах.
Т.4.
История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции.
Ч.
П.
/ Под ред.
С.А.
Каменева: Cocr.
Н.А.
Желваков.
М., 1936.
С.75.

[Back]