Проверяемый текст
Яковлева, Майя Константиновна; Государственная политика в области исторического образования в конце XIX - начале XX века (Диссертация 2004)
[стр. 135]

увеличения правительственных ассигнований на нужды женского среднего образования и открытия женщинам свободного доступа в университеты.
Особыми типами женских средних учебных заведений являлись гимназии и институты ведомства императрицы Марии Федоровны.
Программы Мариинских женских гимназий были еще более
легкими, чем в обычных министерских женских гимназиях.
Учебные планы и программы институтов благородных девиц носили индивидуальный характер, но, в основном, базировались на учебной документации министерских женских гимназий.
Это были учебные заведения закрытого типа, предназначенные, главным образом, для девушек из дворянских семей невысокого материального достатка.
Правительственные средние учебные заведения, как мужские, так и женские, являлись олицетворением педагогического консерватизма.
Учебновоспитательная работа большинства
государственных учебных заведений была надежно защищена от новых педагогических веяний стеной правительственных узаконений и министерских циркуляров, подвергалась регулярному и тщательному учебно-административному контролю.
В деятельности казенной средней школы современники отмечали «педагогическую беспринципность, формализм, отсутствие живого начала, слабую педагогическую подготовку многих
преподавателей»36.
Средние учебные заведения Курской губернии, один раз в год, выборочно, лично проверял зональный инспектор Харьковского учебного округа.
Он
получал и анализировал их отчеты, изучал постановку учебно-воспитательного процесса, а также составлял аттестацию директорам и учителям37.
Система преподавания различных учебных предметов строилась,
преимущественно, на разъяснении учащимся материала уроков, опросе и проверке самостоятельно изученного при выполнении домашнего задания по учебникам.
При таком подходе основной центр тяжести занятий учеников переносился на домашнюю подготовку к урокам.
Это способствовало развитию репетиторства, причем в качестве репетиторов далеко не всегда выступали «бедные студенты».
Нередко ими становились те же педагоги, которые вели занятия в учебных
135 I
[стр. 57]

вс-Ц2 о™ »l» li:iM ш\& 5 7 ' 2 0 4№Ш EJtëJlÉJ L ü î ^ îl J В 1SJ 57 совместное обучение, требовала увеличения правительственных ассигнований на нужды женского среднего образования и открытия женщинам свободного доступа в университеты.
Особыми типами женских средних учебных заведений являлись гимназии и институты Ведомства императрицы Марии Федоровны.
Программы Мариинских женских гимназий были еще более
облегченными, чем обычных министерских женских гимназий.
Учебные планы и программы институтов благородных девиц носили индивидуальный характер, но в основном базировались на учебной документации министерских женских гимназий.
Это были учебные заведения закрытого типа, предназначенные главным образом для девушек из дворянских семей невысокого материального достатка.
Правительственные средние учебные заведения, как мужские, так и женские, являлись олицетворением педагогического консерватизма.
Учебно-воспитательная работа большинства
казенных учебных заведений была надежно защищена от новых педагогических веяний стеной правительственных узаконений и министерских циркуляров, подвергалась регулярному и тщательному учебноадминистративному контролю.
В деятельности казенной средней школы современники отмечали педагогическую беспринципность, формализм, отсутствие живого начала, слабую педагогическую подготовку многих
преподавателей.69 Средние школы Курской губернии один раз в год выборочно проверял зональный инспектор Харьковского учебного округа.
Он
68Днепров Э.Д Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР.
М., 1991.-С.113.
69Там же-С.
113.


[стр.,58]

^Jl±JlAJW Ш\&5 8 ' 2 0 4ШШ EJtëJlÉJ L!îî^!lJ В iSJ 58 получал и анализировал отчеты средних школ путем личных посещений, изучал обстановку учебно-воспитательного дела в школах.
Он также составлял аттестации директорам и учителям средних школ губернии.70 Система преподавания различных учебных предметов строилась здесь преимущественно на разъяснении учащимся уроков, задавании этих уроков по учебникам для домашнего приготовления и на спрашивании выученного.
При таком подходе основной центр тяжести занятий учеников переносился на домашнюю подготовку к урокам.
Это способствовало развитию репетиторства, причем в качестве репетиторов далеко не всегда выступали «бедные студенты».
Нередко ими становились те же педагоги, которые вели занятия в учебных
классах.
Во многих гимназиях и реальных училищах процветали взяточничество, система всякого рода подношений.
Вступив в резкое противоречие с потребностями общественного развития, догматический подход в обучении на грани веков начал постепенно вытесняться объяснительным типом учебного процесса.
Взявшие его на вооружение педагоги стремились к тому, чтобы ученики сначала поняли заучиваемое, а затем уже излагали учебный материал.
Переход от бессмысленной механической зубрежки к осмыслению учебного курса проходил сложно, медленно и болезненно, несмотря на то, что и этот тип обучения имел немало недостатков, грешил созерцательностью, не являлся последним словом педагогической практики, уже доказавшей к этому времени 70ГАКО, ф.
693, on.
1, д 18, л.42.

[Back]