Проверяемый текст
Мятников, Игорь Владимирович; Государственная политика России в области народного образования в начале XX века (Диссертация 2005)
[стр. 24]

т.е.
в 21 раз.
Численность учащихся в них с 800 до 17967 человек, т.е.
в 22 раза, особенно заметно увеличилось численность учащихся-девочек рост в 118 раз16.
Чтобы добиться в
столице осуществления всеобщего начального обучения детей младшего школьного возраста (от 8 до 12 лет), городское самоуправление должно было в первые годы нового века открыть 244 начальные школы, что потребовало бы ежегодного увеличения бюджета на 546-560 тысяч рублей.
Однако Петербургское городское собрание, ссылаясь на обремененность городского бюджета расходами (причем обязательными) на содержание полиции, жандармерии, тюрем и т.д., ассигнования на народное образование никак не
хотело выделять.
Структурно начальные народные школы напоминали земские одноклассные школы с трехлетним курсом обучения.
При
одном учителе, который, как правило, вел еще 3 отделения (младшее, среднее и старшее, находившиеся в одном здании), более половины школ имели классные комплекты в составе свыше 50 учащихся.
Следует отметить некоторую особенность обучения в основном, в городах начальные школы были раздельными для мальчиков и для девочек.
Следует отметить, что учебно-воспитательная работа во многих петербургских, московских, нижегородских, воронежских, курских и др.
начальных городских училищах
стояла на уровне лучших земских школ, а в некоторых и выше, особенно, в связи с более высокой научно-педагогической квалификацией учительских кадров.
Начиная со второй половины 90-х гг., в Министерство народного просвещения и подведомственные ему учреждения непрерывным и все возрастающим потоком шли
предложения от губерний изменить содержание школьного обучения, отменить привилегии классицизма, признать равные права за реальной школой17.
Однако школьная политика Николая II, вступившего на Российский престол в 1894 г., проявилась в преимущественной, активной поддержке
церковно24
[стр. 20]

щенность в деятельности городских дум и управ: они не имели центрального руководящего органа вплоть до первой мировой войны, когда был создан «союз городов» (август 1914 года).
Проведенные исследования показывают, что муниципалитеты и земства не имели полной самостоятельности в решении местных проблем.
Все постановления городских дум, в том числе и по вопросам народного образования, в обязательном порядке утверждались губернатором или министром внутренних дел (в зависимости от важности), которые явно не были в полной мере заинтересованы в развитии всеобщего обучения населения.
А отсутствие единой во всех городах и весях России системы народного образования не исключало и наличие самых общих тенденций в развитии городских школ, отличавших их от земских, и тем более, от церковно-приходских.
При этом отметим, что, несмотря на трудности и препятствия со стороны чиновников из Министерства народного просвещения, к примеру, народное образование в столичном Петербурге к началу X X века получило значительное развитие: число городских начальных училищ увеличилось с 16 до 342, т.е.
в 21 раз.
Численность учащихся в них с 800 до 17967 человек, т.е.
в 22 раза, особенно заметно увеличилось численность учащихся-девочек рост в 118 раз16.
Чтобы добиться в
столичном городе всеобщего начального обучения детей младшего школьного возраста (от 8 до 12 лет), городское самоуправление должно было в первые годы нового века открыть 244 начальные школы, что потребовало бы ежегодного увеличения бюджета на 546-560 тысяч рублей.
Однако Петербургское городское собрание, ссылаясь на обремененность городского бюджета расходами (причем обязательными) на содержание полиции, жандармерии, тюрем и т.д., ассигнования на народное образование никак не
хотела выделять.
В отношении организационной структуры начальные народные школы напоминали земские одноклассные школы с трехлетним курсом обучения.
При
1 учителе, который, как правило, вел еще 3 отделения (младшее, среднее и старшее), находившиеся в одном здании, более половины школ имели классные 20

[стр.,21]

комплекты в составе свыше 50 учащихся.
Можно отметить и ту особенность, что, в основном, в городах начальные школы были раздельными для мальчиков и для девочек.
Что касается учебно-воспитательной работы в петербургских, московских, нижегородских, воронежских, курских и др.
начальных городских училищах,
то можно с уверенностью сказать, что во многих из них она стояла на уровне лучших земских школ, а в некоторых —и выше последних, особенно в связи с более высокой научно-педагогической квалификацией учительских кадров.
Начиная со второй половины 90-х гг., в Министерство народного просвещения и подведомственные ему учреждения непрерывным и всевозрастающим потоком шли
требования от губерний изменить содержание школьного обучения, отменить привилегии классицизма, признать равные права за реальной школой17.
Однако школьная политика Николая II, вступившего на Российский престол в 1894 г., проявилась в преимущественной, активной поддержке
церковноприходских школ.
В этот год было обнародовано высочайшее повеление о выделении средств из сумм государственного казначейства в распоряжение церковно-приходских и др.
народных училищ, находящихся в ведении Святейшего Синода.
«Высочайше утвержденным» мнением Государственного Совета 5 июня 1895 г.
предписывалось с 1 января 1896 г.
выделить на эти цели «по смете ведомства Святейшего Синода, 3 млн.
279145 тысяч рублей»18.
За первые два года царствования Николая II численность церковных школ в России увеличилась на 5740, а количество учащихся в них на 347522 человек; начальных школ —5691019.
В 1897 г.
на содержание и развитие церковных школ было привлечено денежных средств на сумму 3 млн.
634152 рубля.
В этот же год последовало высочайшее распоряжение Государственного Совета «о выделении из средств государственного казначейства по 1 млн.
500 тыс.
рублей в год», в дополнение к суммам, «ассигнованным по смете Святейшего Синода на нужды народного образования, на устройство и содержание церковно21

[Back]