ка развернули широкую и последовательную работу в Государственной Думе по введению в России всеобщего начального обучения27. К примеру, в рассматриваемый период американское население, имевшее относительно малую историю своей государственности, было гораздо образованнее русского. Так, в Америке для осуществления идеи всеобщего начального обучения оказалось достаточным издание «закона об обязательности обучения». При этом население США, как и России, использовало для содержания школ средства, которые давало им на это духовенство или правительство. Причиной различия образовательного уровня населения США и России являлось отношение к развитию образования американского и российского правительства. Подтверждение этой мысли мы видим в солидном труде депутата Государственной Думы III созыва Е.П. Ковалевского, который писал: «В Америке такими противоречиями (издание законов при трудности или даже невозможности их выполнения) не смущаются ... и правительство, стремясь к достижению всеобщего образования, принуждено пользоваться законами об обязательном образовании, как неизбежным орудием»28. Однако введение обязательности обучения в США тормозилось нежеланием американского общества пользоваться актом насилия над свободной волей человека. Высказывание на этот счет имеется у Е.П. Ковалевского: «Американские организации чуждаются всякого насилия, и поэтому идея обязательности прививалась у них медленно и туго. Жизнь показала, что это необходимо»29. С точки зрения «права», обязанность родителей учить своих детей также законна в цивилизованной стране, как и обязанность кормить их и воспитывать. Вводя обязательность обучения, государство не нарушало прав семьи. Семья не исполнила бы своего долга относительно ребенка, если бы, имея возможность это сделать, не позаботилось о средствах развить его ум. В пользу этого положения говорит пример таких государств как Англия, Швейцарии и Соединенные Штаты, где при весьма уважаемой индивидуальной свободе, обязательность учить детей, тем не менее, существовала. К примеру, Англия Законода27 |
классных школах учились 3 года, преподавание велось «закону божьему, церковному пению, чтению, письму и начальным сведениям по арифметике». В двухклассных школах учились 5 лет. Помимо перечисленных предметов в процессе преподавания давались сведения по церковной и русской истории. В дальнейшем эти школы как основные себя не оправдали. В начале X X века существовали учебные заведения несколько повышенного типа. В 1912 г. их преобразовали в высшие начальные училища. Часть этих училищ имели профессиональный уклон. Они предназначались для подготовки квалифицированных мастеров, ремесленников, промышленных и сельскохозяйственных рабочих25. Констатировав нежелание правительства решать вопросы всеобщности и обязательности начального обучения, член Государственного Совета И.И. Покровский поставил перед правительственным собранием тезис, что «обязательность вещь двухсторонняя: родители не только обязаны посылать своих детей в школу, но и правительство обязано беспокоиться об обеспечении населения школами»26. Так, желая поднять культурность русского рабочего и крестьянина, а, вместе с этим, детей школьного возраста, парламентарии в начале X X века развернули широкую и последовательную работу в Государственной Думе по введению в России всеобщего начального обучения27. К примеру, в рассматриваемый период американское население, имевшее относительно малую историю своей государственности, было гораздо образованнее русского. Так, в Америке для осуществления идеи всеобщего начального обучения оказалось достаточным издание «закона об обязательности обучения». При этом население США, как и России, использовало для содержания школ средства, которые давало им на это духовенство или правительство. Причиной различия образовательного уровня населения США и России являлось отношение к развитию образования американского и российского правительства. Подтверждение этой мысли мы видим в солидном труде депутата Государственной Думы III созыва Е.П. Ковалевского, который писал: «В Америке такими противоречиями (издание законов при трудности или даже невозможности их выполнения) не смущаются ... и правительство, стремясь к 23 достижению всеобщего образования, принуждено пользоваться законами об обязательном образовании, как неизбежным орудием»28. Однако введение обязательности обучения в СШ А тормозилось нежеланием американского общества пользоваться актом насилия над свободной волей человека. Высказывание на этот счет имеется у Е.П. Ковалевского: «Американские организации чуждаются всякого насилия, и поэтому идея обязательности прививалась у них медленно и туго. Жизнь показала, что это необходимо»29. С точки зрения «права», обязанность родителей учить своих детей также законна в цивилизованной стране, как и обязанность кормить их и воспитывать. Вводя обязательность обучения, государство не нарушало прав семьи. Семья не исполнила бы своего долга относительно ребенка, если бы, имея возможность это сделать, не позаботилось о средствах развить его ум. В пользу этого положения говорит пример таких государств как Англия, Швейцарии и Соединенные Штаты, где при весьма уважаемой индивидуальной свободе, обязательность учить детей, тем не менее, существовала. К примеру, Англия Законодательным актом 1870 г. разрешила школьным комитетам декретировать обязательное обучение в подведомственных им округах. Обязательность образования Швейцарская конституция 1874 г. распространила на все кантоны. Большинство Штатов Северо-Американского Союза один за другим также провели законы обязательного обучения. В вопросах введения обязательного и всеобщего образования Россия была не одинока. Так, в некоторых европейских странах, например, в Португалии, Испании, Греции, при обязательности обучения образование распространено мало. Наоборот, без обязательности, в Италии оно процветало и развивалось быстро. Такое явление объяснялось тем, что «право (учиться —И.М.) сильнее законов ... законы могут до известной степени воспитывать права, а потому закон обязательности обучения служит обыкновенно могущественным стимулом для посещения школ»30. Сознавая, как нельзя лучше, такие последствия некультурности народных 24 |